Сегодняшний герой — Александра Прыткова, аналитик по нефтегазовому сектору.
Специализация
Анализ акций нефтегазового сектора
Образование
Бакалавриат: экономический факультет МГУ
Магистратура: финансовая аналитика экономфака МГУ
Опыт
Начинала карьеру в KPMG, где полтора года занималась анализом рынков.
Работа в Т-Банке
В 2023 году присоединилась к аналитической команде Т-Инвестиций
Увлечения
Люблю путешествовать и изучать экзотические страны. Играю на фортепиано и гитаре. Но последние полгода мое сердце всецело принадлежит большому теннису.
Идеи на покупку в акциях
На текущий момент ситуация в секторе не самая благоприятная, поэтому идей на покупку не так много:
Новатэк
Лукойл
Татнефть
*-*-*
Сколько должна стоить нефть, чтобы нефтяники оставались в плюсе?
В отличие от американских сланцевиков, у нас довольно невысокая себестоимость добычи, поэтому даже при текущих ценах нефтяники остаются в плюсе.
Сектор вновь сможет вернуться к рекордным результатам при цене ближе к $70 за баррель Urals (средний уровень цен на Urals за август 2025-го составил $57,55 за баррель).
Как показывает история, к росту цен приводит либо улучшение прогнозов спроса, либо шоки предложения, которые в последнее время были обусловлены геополитикой и конфликтами. Но на самом деле на доходы экспортеров больше влияет курс рубля, ослабления которого до 98 рублей за доллар мы ждем к концу года.
Как прошло первое полугодие у сектора? Кто удивил, а кто расстроил?
Результаты нефтегазового сектора по итогам первого полугодия оказались ожидаемо слабыми. Относительно аналогичного периода прошлого года прибыли нефтяников снизились в два и более раз. На результаты давит слабая конъюнктура на нефтяном рынке и крепкий рубль. Снижение маржи переработки также приводит к падению рентабельности компаний.
Ожидаем, что в третьем квартале стабильные цены на мировых рынках, а также незначительное сужение дисконтов уже поддержит доходы нефтяников, а в четвертом квартале позитивно скажется ослабление рубля.
Относительно неплохие результаты показал Лукойл. Но здесь важнее решение компании погасить до 76 млн квазиказначесйких акций. На фоне этой новости бумаги Лукойла выросли более чем на 4,5%. Дополнительно компания объявила, что расходы на выкуп не будут учитываться при расчете скорр СДП (база для дивидендов), а дивиденд будет рассчитываться на число акций уже за вычетом погашенного объема.
По нашим расчетам, промежуточные выплаты могут составить порядка 377-454 рублей (доходность — около 6-7%). По году ожидаем от эмитента самую высокую дивидендную доходность в секторе.
Ниже наших ожиданий оказалась чистая прибыль Татнефти (хотя выручка и операционная прибыль с ними совпали), что стало неприятным сюрпризом. Однако в большей степени это объясняется переоценкой балансовой стоимости казахстанского производителя шин ТОО «Tengri Tyres», а также убытком по курсовым разницам. Компания также объявила дивиденды в размере 50% от прибыли по РСБУ, что разочаровало рынок. По нашим оценкам, во втором полугодии Татнефть расширит DPR и может направить на выплаты весь свободный денежный поток.
По обеим компаниям сохраняем идею на покупку. Лукойл с целевой ценой 8500 рублей за бумагу, Татнефть — 800 рублей. На остальных нефтяников смотрим нейтрально.
На что ты в первую очередь обращаешь внимание, когда делаешь прогнозы?
Как бы это банально ни звучало, но на цену нефти на мировых рынках и курс рубля, конечно же. Это в контексте макро-факторов.
Кроме этого, смотрю на отчеты и прогнозы МЭА и ОПЕК+ относительно прогнозов спроса и предложения на рынке. А дальше — уже детально на проекты и инвестиционные планы эмитентов, их удельные операционные расходы, качество трейдинга и работу их НПЗ. Не оставляю без внимания и потребность в долговом финансировании и долговую нагрузку. У некоторых эмитентов процентные расходы все еще сильно давят на финансовый результат.
Какие главные показатели в отчетности нефтегазовых компаний?
Зачастую нефтегазовый сектор славится высокими дивидендами. Поэтому, конечно, стоит смотреть на доходность, которую они могут принести инвесторам.
Как и во всех секторах, стоит смотреть на показатели операционной и чистой прибыли и на их маржинальность. Чтобы оценивать вероятность дивидендных выплат также стоит обращать внимание на капитальные расходы и величину свободного денежного потока, а также его доходность на акцию. Это позволит понять, заработала ли компания достаточно денег, чтобы покрыть выплату.
Ну и на мультипликаторы, несомненно. Можно их сравнить как с сектором в целом, так и с историческими значениями для компании, чтобы выявить недооцененные.
Какие компании нефтегазового сектора можно считать устойчивыми?
У нас нет неустойчивых компаний в секторе. Но в условиях все еще высоких ставок и не очень благоприятной рыночной конъюнктуры стоит делать ставку на эмитентов с невысокой долговой нагрузкой, так как они не такие чувствительные к макро-колебаниям. Сейчас в секторе отрицательный чистый долг имеет Лукойл (Сургутнефтегаз — не в счет). Минимальная долговая нагрузка также у Татнефти.
На какие инвестиционные инструменты ты сама сейчас делаешь ставку?
Если честно, сейчас больше ориентирована на долговой рынок (не смогла удержаться, чтоб не зафиксировать такие высокие доходности). Кроме того, у меня летом была свадьба, так что необходима была стабильность.
Из своего сектора держу Лукойл и Новатэк, чтобы получать стабильные дивиденды и не проиграть при возможном геополитическом потеплении. Также у меня есть несколько бумаг финансового сектора, чтобы отыграть снижение ставок в экономике.
Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Уведомляем Вас о том, что при приобретении и владении иностранными ценными бумагами вы можете столкнуться с рисками депозитарной инфраструктуры, связанными с геополитической ситуацией.