Технологии Каха КАХИАНИ, Дмитрий СЛОБОДЯНЮК politjournal.ru

РАСЩЕПЛЕНИЕ ВЕРТИКАЛИ

Трансформация власти при помощи национальных проектов и есть главная политическая реформа-2008.

С созданием президентского Совета по реализации национальных проектов стало понятно, что в России сознательно и форсированно создается властный механизм, параллельный вертикали власти. Стало ясно и другое: разговоры о замораживании структурных реформ до президентских выборов 2008 г. – не более чем разговоры. Ни одна из этих реформ невозможна без главной реформы – кардинальной перестройки политической системы, выстроенной в 1993 г., которую не смогло радикально изменить никакое укрепление вертикали. Для того чтобы существующий режим смог сохраниться, этой системой придется пожертвовать.

Возвращение к истокам

Идея стратегических национальных проектов, которая постепенно оттесняет на второй план лозунг удвоения ВВП в качестве главной идеологемы власти, отнюдь не нова. Впервые она была озвучена в 1999 г., когда нынешний глава МЭРТ Герман Греф возглавлял Центр стратегических разработок, а Владимир Путин еще был премьером. «Если нам удастся выйти на востребованные обществом цели, то вокруг них обязательно объединится нация», – утверждал тогда Владимир Путин. По сути, это был один из лозунгов избирательной программы второго президента России.

Однако с тех пор прошло почти шесть лет, и о нацпроектах никто не вспомнил. Очевидно, особой надобности в них в Кремле не ощущали. Но в прошлом году нацпроекты неожиданно были реанимированы помощником президента по экономике Игорем Шуваловым, который до этого готовил концепцию административной реформы, новый Жилищный кодекс, законопроекты в области ипотечного кредитования, здравоохранения и образования. 5 сентября 2005 г. Владимир Путин своим указом создал президентский Совет по реализации национальных проектов, который и возглавил.

Причем с утверждением списка совета произошла непонятная на первый взгляд задержка. Его утрясали около двух месяцев, что породило в высших эшелонах власти массу слухов – мол, Путин после провала монетизации льгот не хочет брать на себя ответственность за новые рискованные проекты. Однако указ о совете все-таки появился, и вопреки прогнозам экспертов руководство нацпроектами президент оставил за собой.

При этом в список членов совета удивительным образом не попало несколько знаковых политических фигур, формально второе, третье и четвертое лица в государстве – премьер Михаил Фрадков, руководители верхней и нижней палат парламента Борис Грызлов и Сергей Миронов, которые должны были в нем быть хотя бы по должности. Их отсутствие также породило еще одну волну слухов. Случайное ли это совпадение? Возникает еще один резонный вопрос: готов ли Путин, возглавивший совет, поставить на карту свою репутацию? Ведь, по сути дела, за последние 15 лет ни одна реформа в России не была проведена в интересах большинства ее граждан.

Запланированное двоевластие?

Впрочем, в Кремле, похоже, не драматизируют ситуацию. Как сообщил «ПЖ» высокопоставленный источник в администрации президента, ничего страшного в том, что в списке совета не оказались столь значительные фигуры, нет. «Премьер и руководители парламента по роду своих занятий и так курируют эти направления, поэтому лишний раз включать их в совет не нужно», – уверен чиновник.

Но далеко не все в Кремле думают так же. Многие наши собеседники в администрации президента фактически подтвердили версию, уже высказанную «ПЖ» в предыдущих номерах: в Кремле началась «обкатка» новой модели исполнительной власти, которая должна вступить в силу после выборов-2008. «ПЖ» уже писал о том, что наиболее серьезные шансы оказаться в качестве преемников действующего президента есть у политического тандема Медведев–Жуков. И именно они и стали наиболее значимыми после президента членами совета: Дмитрий Медведев – первый зам, Александр Жуков – зам.

Между тем, как это ни удивительно, совет еще не приступил к работе, а стратегическими национальными проектами уже вовсю занимается правительство Михаила Фрадкова. За последние три недели Михаил Фрадков провел четыре коллегии профильных министерств – Минобразования, Минздрава, Минрегионразвития и Минсельхоза. На этих заседаниях министры уже отчитывались перед премьером о том, на что они готовы потратить более 130 млрд руб., изысканных в сентябре под национальные проекты в бюджете-2006: на нацпроект доступного жилья будет выделено 21,9 млрд руб., на образование – 22 млрд, на здравоохранение – 57,9 млрд, на развитие агропромышленного комплекса – 14,2 млрд руб. Кроме того, между правительством и «Единой Россией» уже достигнута договоренность о выделении дополнительно еще 18,6 млрд руб. До 2008 г. стоимость проектов должна увеличиться почти вдвое.

Очень похоже, что создаются два центра исполнительной власти. Первый – во главе с президентом, второй – с действующим премьером. Возникает вопрос: а для чего, собственно, в стране с таким громоздким и неэффективным административным аппаратом создаются две дублирующие друг друга системы управления?

Часы не тикают

Некоторые эксперты считают очень огорчительным тот факт, что реализация важнейших общенациональных проектов пущена проторенным бюрократическим путем. Сначала дается поручение президента, потом составляется план-график мероприятий правительства и ведомств, а на выходе – контроль исполнения поручений лично президентом. Таким путем в последнее время обкатывались практически все решения. К каким результатам это привело, понятно на примере пресловутых пенсионной реформы и монетизации льгот. При этом не апробируются ни новые системные решения, ни новые административно-организационные подходы – все идет по накатанной лыжне. Не исключено, что такая технология вновь подведет, и Кремль при очередной попытке реформ опять споткнется на ровном месте. Можно полагать, что удручающее положение вещей, в котором даже президент ничего не может изменить, высшему руководству страны предельно понятно, и кремлевские мыслители готовят параллельную систему управления для того, чтобы в нужный момент молниеносно заменить одну на другую. Не за этим ли Кремль создал дублирующий правительство президентский совет?

Впрочем. что касается самого совета, то, как заметил «ПЖ» еще один кремлевский чиновник, это скорее консультативный орган наподобие Госсовета, а не новая административная единица власти: «Госсовет не первый год регулярно собирается раз в несколько месяцев и вместе с президентом намечает пути решения наиболее болезненных проблем, но пока без ощутимого практического результата». Таким же образом (раз в полгода) будет собираться и президентский совет, так что аналогия с Госсоветом не лишена логики.

Золушки без туфелек

Все более громоздкая и все больше дублирующая сама себя система принятия решений в государстве наводит на любопытные умозаключения. На первый взгляд может показаться, что в национальных проектах слишком видны следы поспешности и непродуманности. На самом деле, как заверил «ПЖ» еще один высокопоставленный кремлевский чиновник, «все продумано до мелочей, причем в самых блестящих кремлевских традициях». По его словам, там, где присутствуют президент и возможные кандидаты в преемники, ответственность предельно размыта. И сделано это, по его словам, намеренно, ведь если проекты пойдут «как-нибудь не так», то никто из первостепенной обоймы не окажется за это в ответе. При положительной же реакции народа на реформы лавры достанутся президенту и его ближайшему окружению. Роль правительства останется при этом сугубо теневой – как всегда, грязная работа придется на долю бедняжки Золушки. И, судя по всему, никакой кардинальной ломки действующей системы принятия решений, как и кадровой революции, при таком подходе явно не предусмотрено.

Понятно, что для реализации национальных проектов недостаточно просто «подкинуть деньжат», придется самым серьезным образом реформировать болевые отрасли. А любая ломка существующего порядка вещей в последние годы моментально вызывает все более хорошо организованное противодействие «народных масс». Кремль может столкнуться с тем, что с началом осуществления нацпроектов на улицы выйдут слои населения, не получившие немедленно прибавок из бюджета. В конце концов, врачи и учителя уже сейчас задаются вопросом, почему их разделяют на две бюджетные категории: одних поддерживают, а других нет. И в средних эшелонах власти (особенно в Госдуме) достаточно людей, которые в своих партийных или даже личных целях готовы указать народу его настоящих врагов. Тот ропот, который сейчас наблюдается в среде врачей и учителей, легко может вылиться в серьезное забастовочное движение. И в итоге для сглаживания ситуации понадобятся как минимум очередные надбавки для протестующих, а в перспективе – незапланированное повышение зарплат всем бюджетникам страны, что, естественно, вовсе не предусмотрено в бюджете.

Цена преемственности

Для чего же на самом деле понадобилось Кремлю раздвоение властной вертикали?

Версия первая. По некоторой информации, во время встречи в Кремле с группой западных политтехнологов Владимир Путин якобы не только подтвердил свою готовность не менять Конституцию и не идти на третий срок, но, по сути, обозначил свое дистанцирование от каких бы то ни было российских «групп влияния». «Группы, которые сегодня борются за власть в России, пусть останутся, пусть борются, если хотят остаться. Никто им запретить этого не может, это демократия» – вот якобы слова, которые услышали от российского президента влиятельные иностранцы. Если это так, то, похоже, Владимир Путин принял для себя принципиальное решение – до поры до времени не вмешиваться в схватки бульдогов под ковром и дать им возможность выяснить, кто есть кто. Пока же президент, судя по всему, проводит «смотрины» кремлевских команд-претендентов и пока еще до конца не определился, кому доверить будущее многострадальной Родины. Хотя состав Совета по национальным проектам достаточно красноречив, по крайней мере для оценки нынешней диспозиции в стане «преемников».

Версия вторая. Владимир Путин определился с фаворитом президентской гонки и перед отставкой решил реализовать по-настоящему серьезные инфраструктурные реформы, которые позволят существующей политической системе продолжить свое существование и обеспечить преемственность власти и проводимого курса. При этом, правда, придется радикально перевернуть чиновничью пирамиду.

Версия третья. Национальные проекты потому и инициированы именно сейчас, что в случае их успешной реализации было бы уместно и почти легитимно поднять вопрос об изменении Конституции и третьем сроке. Собственно говоря, при очевидном торжестве идей Путина можно было бы в открытую уговаривать его продолжать нелегкое служение Родине – спаситель Отечества достоин продолжения правления. Не случайно же президент так упорно раз за разом требует от правительства удвоения ВВП к 2010 г., а премьер не забывает напомнить об этом министрам и стране. Хотя ближайшие соратники президента убедительно доказали, что удвоение ВВП экономическую ситуацию в России принципиально не изменит. Между тем, чтобы хоть каким-нибудь образом действительно довести ВВП до удвоения, как раз не хватает нескольких лет – по Конституции Путин должен уйти в 2008 г., а удвоение ВВП, по прогнозам, должно случиться то ли в 2010-м, то ли в 2012 г.

И еще один немаловажный момент. Удачно осуществленные нацпроекты имеют шанс попасть в историю и наверняка останутся в народной памяти как благодеяния, позволившие вытащить «народные массы из нищеты». Ведь, наверное, не случайно ставка делается, во-первых, на самые обделенные слои населения (учителя, врачи, сельские жители), а во-вторых, на те программы, которые в случае их удачной реализации действительно обеспечат любовь и уважение сограждан. Например, более доступная ипотека. В этой связи нелишне вспомнить опыт Никиты Хрущева, политические заслуги которого в сознании населения весьма туманны, а вот как вдохновитель идеи строительства дешевого панельного жилья он действительно остался в памяти народной надолго. Панельные пятиэтажки зовут «хрущевками». А «Путинкой» называется лишь водка.

Данное сообщение (материал) создано (или могло быть создано) и/или распространено (или могло быть распространено) иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и/или российским юридическим (или физическим) лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}