Пресс-релиз

От «нечестной приватизации» к «солидарному» акционированию

На днях в Агентстве «РИА новости» по инициативе Института ЕврАзЭС состоялся Круглый стол на тему «Как и чем закрыть историю с «нечестной приватизацией». В ходе Круглого стола обсуждалась идея Владимира Путина, высказанная им в Российском Союзе промышленников и предпринимателей 9 февраля, о том, что с целью закрытия проблемы «нечестной, прямо скажем, приватизации, всяких аукционов» нужно ввести «либо разовый взнос, либо еще ЧТО-ТО ТАКОЕ».

По мнению организаторов Круглого стола, предложение Председателя Правительства РФ чрезвычайно возбудило и предпринимателей, и все население страны. Первых – пугающей перспективой возможного «раскулачивания», вторых – надеждами на возмещение понесенных в годы «нечестной приватизации» социальных и иных потерь.

Сама идея каким-то образом компенсировать «издержки» приватизации, безусловно, не нова, и высказывалась не единожды, однако неизменно натыкалась на проблему невозможности технично, более или менее справедливо и, самое главное, юридически безупречно её осуществить. По мнению Директора Института ЕврАзЭС Владимира Лепехина, «закрыть историю с приватизацией безупречно в правовом отношении вполне возможно. Причем, без удара по бизнес-сообществу и ухудшения делового климата в стране, но, напротив, с чрезвычайной выгодой для граждан РФ». Для этого, однако, «нужно искать выход не в том, чтобы заставить предпринимателей поделиться «награбленным» с государством – на этом «поставить точку», а в прямо противоположном – в наделении собственностью максимального числа граждан страны».

«Первый шаг к превращению большинства граждан РФ в собственников был сделан, когда им разрешили приватизировать собственные квартиры, дачи и участки». И против этой ветви приватизации граждане не возражают. Куда больше вопросов к продаже активов и недвижимости на разного рода конкурсах, а также к ваучерной приватизации предприятий «по Чубайсу». Наконец, еще больше вопросов к так называемым залоговым аукционам и продаже государством наиболее ценных своих активов.

Суть позиции экспертов Института ЕврАзЭС сводится, если коротко, к следующему.

Во-первых, необходимо дать оценку ваучерной приватизации. Официально признать, что подобный формат приватизации был, по меньшей мере, ошибочным, поскольку были альтернативы. Во-вторых, важно пересмотреть итоги залоговых аукционов – и в отношении этого формата приватизации разработать механизм возмещения бенефициарами аукционов тех убытков, которые понесли государство и общество. В-третьих, было бы не лишним ввести временный мораторий на продажу государственных активов. «Хватит распродавать госпакеты компаний по дешевке направо и налево для их последующей перепродажи. Нужно передать часть этих пакетов трудоспособным гражданам» - заявил в ходе Круглого стола в РИА-новости Сопредседатель Научного совета Института Виталий Бельский.

Главным итогом этой переоценки должен стать, по мнению авторов программы, переход на более высокий уровень работы, как минимум, с государственными и муниципальными активами, например, посредством наделения частью этих активов большинства граждан РФ. Политически это означает уход от воровского, олигархического и квазилиберльного государства и недопущение возврата к государственно-распределительной системе административного квазисоциализма в пользу формирования «солидарного» государства.

Институт ЕврАзЭС подготовил специальный доклад на эту тему - «Солидарное акционирование», который намерен презентовать во время Круглого стола в Государственной Думе РФ в марте с.г. В.Лепехин считает, что предлагаемый проект лишь на первый взгляд кажется радикальным. На самом деле «солидарное» акционирование не потребует дополнительных эмиссий или изъятия долей предприятий у частных собственников. Предлагается безвозмездно, но на определенных условиях передать гражданам России ЧАСТЬ акций (долей) из пакетов РЯДА не эффективных ныне предприятий, принадлежащих не частным владельцам, а государству и муниципалитетам.

Процесс наделения граждан России «солидарными» акциями должен происходить постепенно (волнами, этапами) и распространяться на большинство граждан России. Первоначально в перечень акционируемых с участием граждан предприятий могут быть внесены 400-500 федеральных госкомпаний и ОАО с государственным участием. Затем процесс «солидарного» акционирования должен быть распространен на предприятия с госучастием регионального уровня (от 30 до 50 предприятий в каждом из субъектов РФ в первые 10 лет акционирования) и муниципальные предприятия, прежде всего, в регионах Сибири и Дальнего Востока и субъектах РФ с концентрацией в них моногородов… При наделении граждан России акциями региональных, городских и местных предприятий должно учитываться - как долго проживают включаемые в областные и муниципальные реестры акционеров граждане на конкретной территории.

Представим, что процесс акционирования по предлагаемой схеме начнется с января следующего года. В этом случае, в течение 3-5-ти лет акциями ряда госкомпаний могли бы быть наделены примерно 50-60 млн. граждан РФ, соответствующих нескольким простым критериям. Например,
стаж гражданства в Российской Федерации не менее 25 лет, возраст – не менее 25 лет и т.п.

Очевидно, что выделяемые гражданам РФ акции и доли государственных и муниципальных компаний не должны иметь ничего схожего с ваучерами 90-х годов. «Солидарные» («народные») акции должны быть именными и бездокументарными: большинство родившихся в России граждан по достижению ими определенного возраста должны автоматически вноситься в Единый реестр миноритарных акционеров, после чего компьютерная программа методом «случайной выборки» будет расписывать им соответствующие доли из утвержденного Президентом страны (при участии Федерального Собрания РФ и Законодательных собраний субъектов РФ) списка «солидарных» предприятий, а Сбербанк в рамках реализуемой им ныне программы внедрения единой платежной системы откроет для каждого миноритарного акционера персональный счет, на который будет происходить ежемесячное или ежегодное начисление дивидендов.

«Солидарные» акции не должны продаваться или передаваться по наследству. (Хотя в перспективе могут передаваться в управление не только нанятым миноритарными акционерами менеджерам, но также, возможно, подвергаться обмену и некоторым другим операциям.) Через десять лет после запуска данной системы среднестатистический гражданин РФ, проживающий не менее 5-10-ти лет в конкретном субъекте РФ и не менее 3-5-ти лет на территории какого-либо муниципалитета, должен стать владельцем акций 10-15 предприятий федерального уровня, акций примерно десятка предприятий регионального уровня, включая ряд ресурсоснабжающих компаний, заводов по переработке бытовых отходов, технопарков, коммерческих ВУЗов и клиник, автовокзалов, водоканалов и т.п., а также акций 10-15 городских и муниципальных предприятий, в том числе - управляющих компаний в сфере ЖКХ, городских и муниципальных рынков, культурно-развлекательные комплексов, ФОКов, Деловых центров, котельных, муниципальных автостоянок, «народных гаражей» и проч.

По мнению Председателя Совета Института ЕврАзЭС экономиста Валерия Мунирова, предлагаемые «солидарные» акции не имеют ничего схожего с ваучерами 90-х годов. Они - именные и бездокументарные: родившиеся в России граждане по достижению ими определенного возраста автоматически вносятся в Единый реестр миноритарных акционеров, после чего компьютерная программа методом «случайной выборки» расписывает им соответствующие доли из утвержденного Президентом страны (при участии парламента) списка акционируемых предприятий. «Солидарные» акции не могут продаваться и передаваться по наследству. Через 7-10 лет после запуска данной системы среднестатистический гражданин РФ, проживающий не менее 5-10-ти лет в конкретном субъекте РФ и не менее 3-5-ти лет на территории какого-либо муниципалитета, должен стать владельцем акций ряда предприятий федерального, регионального и муниципального уровня, получая соответствующий доход по дивидендам.

Важно, что «формально-юридически акционирование по предлагаемой схеме позволит большинству граждан РФ стать прямыми совладельцами (миноритарными акционерами) ряда российских компаний – без посредников в лице чиновников. Такой способ включения людей в управление предприятиями позволит достичь решения ряда важных для общества и государства задач, и одна из них - формирование в стране «нового среднего класса».

По мнению В.Бельского, «в отличие от предлагаемых ныне некоторыми политиками технологий разделения страны по социальному или национальному признакам, «народное» акционирование - это объединяющая технология. Это не мера социальной поддержки, а способ стимулирования экономической и иной активности людей, фундамент становления в России института социальной солидарности, инструмент роста качества и эффективности всего – от конкретного рабочего места до системы государственного управления в целом. «Получение гражданами РФ права на совладение активами резко повысит статус российского гражданства. В свою очередь, капитализация российского паспорта станет важнейшим фактором позитивации образа России и формирования центростремительных сил на постсоветском пространстве».

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}