Мнение

ОБА ХУЖЕ

Перед выборами практически все считали, что Украина Виктора Януковича и Украина Виктора Ющенко -- это две абсолютно разные страны. На самом деле большой разницы между правлением одного и другого не будет.

Его превосходительство президент Украины Виктор Янукович

О возможном правлении Виктора Януковича обычно говорили как о продолжении эпохи Леонида Кучмы -- ведь действующий премьер был выдвинут как кандидат от партии власти и поддержан президентом страны. Но в случае победы Януковича прямого сходства между двумя эпохами не будет. Хотя Леонид Кучма в момент своего прихода к власти смотрелся вылитым днепропетровцем и казалось, что, заняв президентскую резиденцию, он будет защищать интересы исключительно региональной элиты, его победа над тогдашним президентом Леонидом Кравчуком была невозможна без кланового консенсуса. Кучма сумел стать арбитром для различных региональных группировок. Возможно, в этом ему помог опыт предшественников: днепропетровцы традиционно правили Украиной последние советские десятилетия, опираясь на своего земляка в Кремле Леонида Брежнева.

Донецкого правления на Украине пока не наблюдалось, назначение Виктора Януковича премьер-министром для элиты поначалу выглядело такой же экзотикой, как в свое время решение Кравчука назначить исполняющим обязанности премьера другого представителя донецкого клана -- Ефима Звягильского. Поэтому говорить о сколько-нибудь серьезной опоре Януковича на киевскую элиту или элиты из центра страны не приходится. Стремление Леонида Кучмы сохранить власть, влияние и финансовые ресурсы президентской "семьи" тоже не нужно сбрасывать со счетов.

Поэтому после победы Януковича события могут развиваться по двум сценариям. Первый: новый глава государства решает поделиться властью с теми, кто обеспечил его победу на выборах. Уже сейчас Леонид Кучма настаивает на конституционной реформе, которая может оставить нового главу государства без серьезных рычагов политического и экономического влияния. В этом случае возникнет своеобразная коалиция: за донецкой группировкой будет закреплен пост президента Украины и определенная доля экономики, за "семьей" -- например, пост премьера и своя доля экономики, за киевской группировкой -- пост главы администрации и своя доля и так далее. При этом каждая группировка может расценивать полученную должность и часть собственности как ярлык на кормление. О каких-либо серьезных экономических преобразованиях, политическом развитии страны в этом случае можно будет благополучно забыть.

Подобный сценарий, кстати, не исключает присутствия в украинской экономике российского бизнеса и российских интересов. Эти интересы, однако, вряд ли будут соблюдаться, если осуществится другой сценарий -- Виктор Янукович решит, что победой он обязан не друзьям по развалившейся партии власти и не президенту Леониду Кучме, о котором он даже не упомянул во время телевизионных дебатов с Виктором Ющенко, а исключительно собственной энергии и Донецку.

В этом случае Янукович попытается избежать реформы и стать президентом с теми же полномочиями, что и его предшественник. Украина втянется в долгую войну кланов. С одной стороны, Януковичу будет противостоять проигравшая оппозиция, воспринимающая его как узурпатора, с другой -- его же недавние союзники, уверенные, что и после победы донецкого кандидата его землякам не стоит рассчитывать на всю экономику Украины.

На роль сильного арбитра Янукович явно не тянет, да и сами украинские кланы пока что продолжают воспринимать в таком качестве скорее уходящего президента, чем его наследника. К тому же становится ясно, что бороться с конкурентами Янукович и его команда будут без лишних церемоний, так что российскому бизнесу немногое останется -- самим не хватает!

Кроме того, Янукович победит благодаря голосам восточных и юго-восточных областей страны, а править ему между тем придется всей Украиной. Сомневаться в его легитимности будут не только на западе, но и в центре страны: многие сторонники Виктора Ющенко на Украине уверены, что победить на выборах Виктор Янукович может только с помощью масштабных фальсификаций. У Леонида Кучмы, хотя Запад и Киев также испытывали к нему десять лет назад определенную антипатию, никаких проблем с легитимностью не было. И это тоже новая ситуация для Украины, которой непременно воспользуются конкуренты Януковича как во власти, так и в оппозиции.

В легитимности Януковича будут сомневаться и на Западе -- уже сейчас об этом говорят многие ведущие эксперты по Украине и в ЕС, и в Соединенных Штатах. Тут-то на помощь новому украинскому президенту и должна, по идее, прийти Россия. Но медового месяца в российско-украинских отношениях не получится: озабоченный установлением собственного господства над украинской экономикой и отражением атак конкурентов (или поиском компромисса с ними), Янукович не сможет удовлетворить российские аппетиты.

Не сможет он и сдержать обещания о статусе русского языка и двойном гражданстве, сделанные в ходе избирательной кампании. Они невыполнимы хотя бы потому, что парламент, который должен внести соответствующие изменения в конституцию и законодательство страны, новый глава государства контролировать не будет. А референдум, который эффектно смотрелся бы в программе "Вести", Янукович проводить не решится, так как это стало бы еще одним -- совершенно для него излишним -- сражением с оппозицией. Разочарование Москвы в человеке, ради которого Владимир Путин дважды посещал Украину перед выборами, конечно, не будет иметь фатальных последствий для российско-украинских отношений, но на этот раз оно не поможет Киеву сблизиться с Западом.

Украина в очередной раз окажется в "нигде", в непонятном положении, с неопределенными внешнеполитическими ориентирами, в условиях непрекращающейся борьбы кланов и их полной оторванности от общественных интересов. И это при том, что большая часть общества будет либо продолжать жить в ожидании чуда, либо пребывать в уверенности, что в случае заслуженной победы Виктора Ющенко на президентских выборах это чудо обязательно бы произошло.

Его превосходительство президент Украины Виктор Ющенко

О последствиях победы Виктора Ющенко говорили как об отрицании эпохи Леонида Кучмы. Бывший премьер позиционирует себя как лидера оппозиции, придерживающегося демократических цивилизационных ценностей и стремящегося вырвать Украину из порочного постсоветского круга. Тем не менее посмотрим реалистичнее не на обещания, а на возможности Виктора Ющенко.

Прежде всего очевидно, что у него серьезные проблемы со здоровьем (не будем здесь вдаваться в полемику по поводу того, был ли отравлен Ющенко во время предвыборной кампании). Мы не знаем, выздоравливает ли Ющенко, который не мог позволить себе интенсивного лечения во время предвыборной кампании, и сможет ли он, если такое лечение необходимо после победы, полноценно руководить страной.

Но предположим, что Ющенко уже здоров или скоро поправится. В этом случае перед ним, как и перед Виктором Януковичем, открываются два варианта развития событий.

Первый: настроенное против него большинство верховной рады, ошеломленное последствиями победы оппозиционного кандидата, принимает план конституционной реформы, предложенный Леонидом Кучмой. В этой ситуации Ющенко, как и Янукович, превращается в бесправного обитателя резиденции главы государства, осаждаемого своими радикальными сторонниками. Они убеждают его, что победа украдена, вся власть у главы правительства, связанного с "семьей" предшественника и "донецкими", необходимо решаться на радикальные меры. Как бы ни повел себя Виктор Ющенко в этой ситуации, она чревата кризисом.

Если президент пойдет на роспуск парламента, совершенно необязательно, что он получит в результате лояльный законодательный корпус, готовый вновь, теперь уже в его пользу, менять конституцию страны. К тому же если президент выйдет за конституционное поле, может возникнуть вопрос уже о его собственной легитимности. Если же Ющенко решится править в новых условиях и с новыми полномочиями, это вызовет разочарование у его сторонников в бизнесе и политической элите: первые не получат денег и собственности, а вторые -- портфелей и перспектив. Разочарованы будут и те, кто с энтузиазмом голосовал за Ющенко в ожидании перемен, а не продолжения правления старой номенклатуры. В результате новый президент превратится в украинского Роландаса Паксаса, и вопрос о его легитимном низложении станет вопросом времени.
Второй вариант состоит в том, что Ющенко удастся предотвратить проведение реформы и стать президентом с полномочиями предшественника. В этом случае получится украинский Саакашвили. Но Саакашвили победил на президентских выборах в Грузии при единодушной поддержке электората. Победитель же украинских выборов выигрывает с перевесом всего в несколько процентов, прекрасно понимая, насколько слабы его позиции на половине территории страны -- причем на промышленно развитой половине. На роль арбитра в столкновении кланов Ющенко явно не подходит, да он и сам не стремится быть таким арбитром -- он желает изменить правила игры и сделать их более удобными для собственных соратников. В результате начинается ожесточенная борьба нового президента с не желающими расставаться с властью и собственностью старыми группировками, обостряющаяся по мере приближения парламентских выборов.

В России, которая будет воспринимать победу Виктора Ющенко как личное поражение Владимира Путина, эти парламентские выборы будут рассматриваться как возможность взять реванш -- добиться победы конструктивных, стремящихся к интеграции сил в оступившейся братской стране. Неважно, что по экономическим вопросам с Ющенко, не имеющим обязательств перед крупными украинскими олигархами, возможно, будет легче договориться, чем с Кучмой или Януковичем. Москва все равно сделает все возможное, чтобы показать, насколько ужасны экономические последствия победы "националистического" кандидата,-- даже в ущерб интересам российского бизнеса.

Конечно, Запад будет выражать победителю всяческую поддержку, создавать комиссии по интеграции в НАТО и Евросоюз -- но поддержка эта будет, скорее всего, лишь декларативной. На фоне экономических трудностей, неизбежных при борьбе группировок и трениях с Москвой, будет нарастать разочарование большой части сторонников нового президента, веривших в его победу как в приход мессии. Одновременно будет происходить отход населения от идей европейской интеграции и демократического развития страны, которые будут отождествляться с президентом и его командой.

В результате уже на следующих парламентских выборах возможно повторение на Украине литовского "феномена Виктора Успасских" -- когда на выборах побеждает новая популистская партия, лидеры которой уверяют население, что только избавление от старой номенклатуры, под какими бы знаменами она ни выступала, обещает улучшение экономического положения страны. В украинском случае могут быть даже две такие партии -- популисты востока и популисты запада и центра страны придут в парламент, чтобы с сохранившей свои позиции частью старой номенклатуры начать делить то, что либо еще не поделено, либо уже отобрано у проигравших.

Виталий Портников, "Коммерсантъ-Власть", 22.11.2004


Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}