Забугорье

Мнения СМИ о новом составе правительства РФ

Cостав нового правительства России прямо свидетельствует о намерении руководства страны продолжить либеральный экономический курс.

К такому выводу пришли ведущие европейские газеты.
Так, по мнению французской Le Monde, состав нового российского правительства является доказательством того, что в России идет курс на "дебюрократизацию власти". Как отмечает издание, тот факт, что в правительстве на основных экономических постах находятся сторонники либерального пути развития, является, с одной стороны, позитивным сигналом западным странам, а с другой стороны, становится благоприятным фактором для развития российского фондового рынка.

В свою очередь, швейцарская Le Temps отмечает, что, сформировав новое правительство, российскому руководству удалось достичь определенного равновесия между приверженцами либерального пути развития страны и представителями блока выходцев из спецслужб.

Испанская El Pais убеждена, что новый состав правительства прямо свидетельствует о решимости России продолжать проводить внутреннюю политику на принципах экономического либерализма. Такую же точку зрения разделяет и французская Les Echos, отмечая, что этому будет способствовать объявленный курс на административную реформу в системе российской вертикали власти.

Что касается российских изданий, стоит отметить, что по мнению "Известий", 9 марта президент Путин за пять дней до президентских выборов назвал тех, с кем он намерен работать во время своего второго срока президентства. Одновременно Путин подписал указ о системе исполнительной власти - число министерств сократится с 30 до 17. Министерства получат новые полномочия, а вместе с ними и принципиально новый уровень ответственности.

Подразумевается, что все, кто участвовал в первом совещании президента с членами нового кабинета - либо попадают в состав нового правительства, либо получают хорошую должность в Кремле. Поэтому для прессы было важно, кто из политиков находится в зале в ожидании Путина. Сразу бросалось в глаза: узнаваемые лица чередовались с новыми, традиционно не участвующими в подобных совещаниях.

В свою очередь, "Русский курьер" более детально говорит о новых назначениях. Самые известные лица предыдущего кабинета министров - Алексей Кудрин, Герман Греф, Сергей Иванов, Сергей Шойгу, Алексей Гордеев, Виктор Христенко и Юрий Чайка - в новом правительстве остались, так что в целом кабинет Фрадкова - лишь "вариация на тему".

Неожиданностью стало, пожалуй, лишь отсутствие в нем вице-премьера Бориса Алешина. Алешин сделал при Касьянове головокружительную карьеру: он курировал весь экономический блок, отвечал за административную реформу, был самым реальным (с точки зрения многих) кандидатом на пост премьера - а в результате остался без места. Правда, возможно, он, как отвечающий за административную реформу, имел собственное мнение о будущей структуре правительства - вот и остался без портфеля.

То, что вице-премьер по ЖКХ Александр Яковлев не вошел в состав нового правительства, наоборот, никого не удивило: пост вице-премьера ему дали только чтобы освободить для Валентины Матвиенко место губернатора Санкт-Петербурга, и участь его была предрешена. Уход министра иностранных дел Игоря Иванова кажется вполне закономерным. Равно как и то, что Галина Карелова лишилась вице-премьерства: раньше она работала в Минтруде и теперь спокойно вернется в новообразованное Министерство здравоохранения и социального развития курировать социальный блок. Это, по сути, означает, что от руководства социальным блоком отстраняется Александр Починок.

Для российского бизнеса может иметь значение уход из Министерства связи Леонида Реймана, который, по слухам, лоббировал интересы компании "Мегафон" и вследствии этого пристрастно относился к другим компаниям, в особенности в "Вымпелкому". Теперь на рынке мобильной связи все может измениться.

Но самым странным выглядит назначение на крайне важный пост министра транспорта и связи никому не известного предпринимателя, в прошлом офицера, Игоря Левитина. Левитин был замгенерального директора компании "Северстальтранс". Это дочерняя структура в металлургическом холдинге Алексея Мордашова "Северсталь", она контролировала несколько портов, занималась танкерными перевозками и владела электровозостроительным заводом.

Неожиданный вывод сделали "Известия" в еще одном материале, посвященном теме нового кабинета. Газета пишет о судьбе тех политиков, которые остались как бы "не у дел". По версии газеты, они не останутся без работы: президент 9 марта поручил правительству в двухмесячный срок подготовить "предложения по установлению дифференцированной системы оплаты труда в целях сохранения кадрового потенциала и недопущения ухудшения материального положения" федеральных госслужащих в связи с производимой масштабной реорганизацией.

Как утверждает "Коммерсантъ-Daily", если рассматривать экономический блок правительства Фрадкова, то можно сделать вывод, что в этом кабинете фактически три премьера, что не имеет ничего общего с административной реформой. Реальным реформатором правительства стал первый замруководителя президентской администрации Дмитрий Козак. Его можно назвать вторым премьером на основании того, что как руководитель предвыборного штаба Владимира Путина, он один из самых близких к президенту чиновников, как первый замруководителя кремлевской администрации, он занимался так называемыми спецпроектами и прежде всего реформой правительства.

Есть в кабинете и третий премьер. Это единственный вице-премьер Александр Жуков. До сих пор российские премьеры потому и отказывались от наличия единственного зама, что тот даже по формальной логике сразу становился человеком, наделенным практически теми же, что и премьер, полномочиями. У А.Жукова есть еще одно важное преимущество как перед Михаилом Фрадковым, так и перед их общими подчиненными: он член правящей (пока только в Думе) партии. Так что если господин Козак - премьер #2 по кремлевской разнарядке, то господин Жуков - премьер #3 по разнарядке партийной.

По мнению издания, преобразования правительства так же кардинально изменят систему регулирования российских финансовых рынков и их участников. Теперь надзор за большей их частью, ранее принадлежавший ряду министерств и ведомств, отойдет к Федеральной службе по финансовым рынкам. Это можно расценивать как первый шаг к созданию в России единого мегарегулятора финансовых рынков.

Для участников финансовых рынков главное во вчерашнем указе президента "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" - создание Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Новой структуре, которая будет подчинена напрямую премьер-министру, предназначено стать единым регулятором финансовых рынков. Ей будут переданы функции упраздняемых тем же указом Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде и департамента аудита Минфина РФ.

В целом, ФСФР теперь будут подчиняться: биржи, инвестиционные и управляющие компании, депозитарии, регистраторы, пенсионные фонды, аудиторы и многое другое. Эксперты оценивают создание такой структуры как первый шаг к созданию мегарегулятора финансовых рынков, о котором поговаривали еще в предыдущем кабинете министров.

rbc.ru

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}