Город М Иван Ткачёв, Александр Минайчев rbc.ru

Эксперты S&P пересчитали денежную подушку Москвы

Собственные резервы столицы будут исчерпаны в этом году. До конца года Москва может израсходовать около 500 млрд руб. резервов, спрогнозировали эксперты S&P. По их оценкам, собственная подушка ликвидности будет исчерпана полностью, но у столицы останется наличность бюджетных учреждений.

По состоянию на 1 июля 2021 года у Москвы было накоплено порядка 940 млрд руб. денежных резервов, оценило международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) в обзоре за 6 августа. В оставшиеся месяцы года, по прогнозу S&P, столица может потратить около половины этих средств, чтобы поддержать повышенный уровень бюджетных расходов после использования рыночных заимствований, привлеченных в этом году.

Резервы Москвы состоят из собственных средств (порядка 440 млрд руб.) и средств городских бюджетных учреждений (около 500 млрд руб.), раскрыло S&P. «Мы ожидаем, что город полностью исчерпает свои собственные резервы в этом году. В то же время наличность бюджетных учреждений останется как буфер ликвидности», — пишет агентство. Поэтому ситуация с ликвидностью останется комфортной по крайней мере в ближайший год — для покрытия потенциального дефицита Москва всегда сможет обратиться к денежной подушке ее ГУПов и учреждений, добавили в S&P.

Одновременно S&P подтвердило долгосрочный кредитный уровень Москвы на уровне BBB- со стабильным прогнозом — том же уровне, что и суверенный рейтинг России.

«Подушка» ГУПов

«На нашем казначейском сопровождении находятся остатки по счетам всех наших учреждений, это школы, больницы и прочее, включая крупные предприятия, такие как Московский метрополитен и Мосгортранс. Это та ликвидность, которую мы можем использовать для покрытия операционного дефицита. Этой текущей ликвидности более чем достаточно, чтобы спокойно существовать до конца осени», — говорил в апреле в интервью Reuters заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Владимир Ефимов.

Руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова пояснила РБК, что все субъекты могут использовать средства автономных и бюджетных учреждений: «Это устоявшаяся за последние несколько лет практика; средства, не востребованные в данный момент учреждениями, аккумулируются субъектом на счетах». Однако по открытой бюджетной отчетности невозможно сказать, какое количество средств — собственные ресурсы региона, а сколько аккумулируется на счетах подконтрольных ему учреждений. «Субъект раскрывает эту информацию преимущественно по запросу», — уточнила Анисимова.

Из данных Казначейства следует, что на начало 2021 года совокупные денежные остатки Москвы (без разбивки на собственные средства и остатки учреждений) на казначейских и депозитных счетах составляли около 620 млрд руб., а за полгода они увеличились примерно на 323 млрд руб. Денежные остатки основных унитарных предприятий столицы — метрополитена и Мосгортранса — в сумме составляли 100 млрд руб. на 1 января 2021 года, следует из их финансовой отчетности. Консолидированной отчетности по всем московским учреждениям и ГУПам в открытом доступе нет, говорит Анисимова.

Резервы наличности у московских госпредприятий не означают, что их баланс денежных операций с московским правительством положителен: например, «Мосгортранс» в 2020 году получил от Москвы более 85 млрд руб. госпомощи.

«Текущий закон о бюджете Москвы предполагает использование совокупных остатков (которые были накоплены на 1 января 2021 года, то есть 620 млрд руб.) в течение 2021–2023 годов, при этом не в полной мере», — отмечает Анисимова.

Бюджетная политика Москвы

Москва традиционно проводит консервативную бюджетную политику и обычно полагалась на значительную ликвидность на счетах, которая, однако, постепенно сокращалась с 2019 года. Расходы Москвы остаются повышенными, поскольку город должен поддерживать местную систему здравоохранения на фоне пандемии COVID, намерен продолжать повышать зарплаты госслужащих и реализует масштабную инвестпрограмму, отмечает S&P.

Источник, знакомый с бюджетным планированием Москвы, сказал РБК, что процесс бюджетирования несколько поменялся: московские власти сократили авансирование средств в адрес городских предприятий и бюджетных учреждений. Если раньше стандартным было авансирование на два–три месяца, то сейчас срок может составлять лишь две недели, указал собеседник РБК. Таким образом, средства меньше задерживаются на счетах предприятий и учреждений и происходит высвобождение части остатков. РБК направил запрос в департамент финансов Москвы.

Чтобы не сокращать капзатраты в пандемию, Москва решила в этом году вернуться на долговой рынок и заняла уже 115 млрд руб. (в том числе 70 млрд через «зеленые» облигации). S&P ожидает, что в 2021–2022 годах столица будет ежегодно привлекать по 200 млрд руб. валовых заимствований.

В 2021 году законом о бюджете Москвы утверждены общие расходы на сумму 3,15 трлн руб., но кассовый план на 10 августа уже больше — 3,46 трлн, следует из открытого бюджета столицы. Из них операционные, или текущие, расходы (то есть расходы за вычетом капиталовложений) составят 2,35 трлн руб., прогнозирует S&P.

 

 

Опубликовано: 12 августа 2021 г

Данное сообщение (материал) создано (или могло быть создано) и/или распространено (или могло быть распространено) иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и/или российским юридическим (или физическим) лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}