Выборы

Москвичей ожидают "щадящие" выборы

Кампания по выборам мэра Москвы ведется "нераздражающими" способами, что очень нехарактерно для региональных выборов.

В понедельник Мосгорсуд отказался снять кандидатуру Юрия Лужкова с предвыборной гонки за пост мэра Москвы. Суд отклонил заявление москвича Фархата Ильясова, который добивался исключения Лужкова из списка кандидатов за то, что тот использовал в кампании символику Мосгоризбиркома.

Однако суд не счел данный факт достаточным основанием для снятия кандидатуры Лужкова. Это событие – одно из немногих громких происшествий нынешней мэрской кампании. До сих пор московская мэрия задавала тон и старалась вести кампанию максимально "ровно", чтобы не раздражать москвичей. Для современной России столь гладкий ход региональной кампании нехарактерен: достаточно вспомнить ситуацию в Башкортостане и Свердловской области.

Еще одним недавним событием, ненадолго всколыхнувшим информационное поле вокруг кампании по выборам мэра, стал захват вооруженными людьми штаба другого кандидата – Александра Лебедева. Впрочем, даже считающие себя "многое повидавшими" эксперты не могут найти логичного объяснения этому происшествию. "Никому нет смысла запугивать Лебедева, особенно таким способом", – сказал RBC daily первый заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Макаренко. Когда в акции не видно смысла, возникает подозрение, что ее организовал сам кандидат.

Впрочем, подчеркивает г-н Макаренко, поскольку доказательств нет, то обвинять самого кандидата в инсценировке нельзя. Создается впечатление, что нынешняя мэрская кампания кажется многим ее участникам настолько "скучной", что они пытаются так или иначе ее "оживить". Одна из причин того – предвыборная "развесовка" сил. Так, согласно результатам еженедельного экспертного опроса, проведенного Научно-исследовательским институтом социальных систем, рейтинг Юрия Лужкова за последний месяц колебался в пределах от 71,85% до 77,14%. Между тем результат ближайшего соперника – Александра Лебедева – составлял на 11 ноября 5,29%.

"Ясно, что Лужков не просто фаворит этих выборов, а их победитель, – говорит Борис Макаренко. –У остальных кандидатов одна роль – "разогреться". Поэтому, по его мнению, выборы в Москве разительно отличаются от жестоких и порой "грязных" выборов в других регионах. "В Башкирии победа Рахимова на выборах предсказуема не с такой степенью уверенности, как победа Лужкова в Москве, – говорит г-н Макаренко. – Там хотя бы два человека (кандидаты Сергей Веремеенко и Ралиф Сафин) почувствовали, что есть возможность свалить опытного президента. По какой причине – другой вопрос. Но там они менее уверены в непобедимости Рахимова".

А в отсутствии высоких ставок в московской кампании у кандидатов практически нет смысла лить друг на друга грязь. "Любая аналогия с регионом, где переизбирается тяжеловес, будет некорректной, – сказал RBC daily собеседник в предвыборном штабе Юрия Лужкова. – Каким бы ни был тяжеловесом Рахимов или Россель, их вес несопоставим с весом Лужкова. А с точки зрения группировок любой регион менее однороден, чем Москва, в Москве практически нет претензий на власть". Кроме того, отмечает собеседник RBC daily, людям, которые хотели бы "сыграть контригру" против Лужкова, не на кого опереться в федеральном центре.

В той же Башкирии, где Веремеенко пользуется поддержкой силовиков, а Рахимов – благосклонностью остальной части Кремля, ситуация совершенно иная. "Ключевым отличием этой избирательной кампании от предыдущих является незаинтересованность федерального центра в разыгрывании каких-то конфронтационных сценариев, – отмечает собеседник RBC daily. – В присутствии Волошина проблем бы не было, а теперь – тем более".

Вторая причина "спокойствия" предвыборной кампании заключается в том, что работа со СМИ, которой в штабе мэра руководит пресс-секретарь правительства Москвы Сергей Цой, как, впрочем, и вся агитационная составляющая, ведется довольно-таки "нетрадиционным" для региональных выборов способом. "Мэрия действует консервативно. Они не сомневаются в победе и действуют достаточно аккуратно", – говорит Борис Макаренко. По его мнению, консервативныйподход абсолютно оправдан. Риска поражения нет, а явка будет, может, и не очень большой, но по крайней мере нормальной. Поэтому мэрии не нужно лезть из кожи вон, чтобы сделать кампанию "перченой" и таким образом заманить избирателя на участки.

Соратники Юрия Лужкова также максимально стараются оградить мэра от негативных воздействий, так или иначе связанных с "грязными" технологиями. "Я бы не смешивал два разных явления – отказ от участия в дебатах "Единой России" и Юрия Лужкова, – говорит Борис Макаренко. – Одно дело, когда бодаются политические партии, из которых многие заведомо нежизнеспособны. Другое дело, когда в дебатах встречаются личности. Тогда нужно взвешивать каждое слово. А среди кандидатов на пост мэра есть такие экзотические личности, как Стерлигов, который выступает с откровенной ксенофобией. И естественно, что ни один из серьезных кандидатов не хочет с ним встречаться".

Эксперты полагают, что главная заслуга Цоя и его людей заключается в том, что им удается смягчать и направлять "в мирное русло" все информационные атаки, направленные против мэра. Не секрет, что зачастую для проведения таких атак различные политические силы используют подконтрольные им СМИ. Время накануне выборов традиционно считается самым "горячим" и богатым на "сливы" компрометирующего материала. Однако, как отмечают наблюдатели, замеры информационного поля и контент-анализ публикаций московских и федеральных СМИ остается для Юрия Лужкова максимально благоприятным.

Избирательный штаб Юрия Лужкова, по признанию его сотрудников, изначально планировал минимально использовать "наружку". "Это делается, чтобы лишний раз не "баламутить" народ, не вызывать раздражения, – говорит собеседник RBC daily. – Мэр никогда не вел грязной кампании. Он вообще не любит "технологий" и напрямую запрещает это делать. Есть другие способы, например активность мэра. Есть интерес к ней, его нужно поддерживать".

Штаб старается использовать и негативные моменты в городской жизни на пользу "главному кандидату". "Конечно, есть потенциал недовольства, к примеру пробками, высотным строительством, – отмечает источник. – Нужно просто объяснять людям, как эти проблемы решать". Кроме того, в сознании москвичей, как, впрочем, и жителей других регионов, есть особая система восприятия власти: хороший царь – плохие бояре. Этот момент тоже иногда обыгрывается избирательным штабом. "Люди считают, что если мэру рассказать о проблеме, то он наведет порядок, – говорит собеседник RBC daily. – Иногда этот момент тоже "играет".

Причем часто он соответствует действительности, ведь Москва по численности населения сопоставима с небольшим европейским государством и мэр, естественно, может чего-то не знать".

Иван Трегубов
"RBC-daily"

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}