Выборы

ПАРТИЯ ПЕНСИОНЕРОВ ПОДКРАЛАСЬ НЕЗАМЕТНО

Начавшаяся в октябре этого года череда выборов в региональные Законодательные собрания принесла немало сюрпризов.<br>

Казалось бы, праздновать победу на выборах в местные парламенты должны те политические силы, которые отличились на выборах депутатов Госдумы в декабре прошлого года. Они обладают мощной финансовой базой, административным ресурсом, доступом к федеральным СМИ... Однако результаты выборов в Заксобрания показали, что у населения России постепенно накапливается усталость от уже традиционных партийных брендов, свидетельством чему является высокий процент протестного голосования. Впрочем, прошедшие выборы отличались не только этим. Крайне интересен электоральный рывок, который совершила Российская партия пенсионеров (РПП).

В последнее время говорить о несовершенстве партийной системы России стало уже чуть ли не правилом хорошего тона. Причем это несовершенство, по мнению критиков, заключается в том, что в России существуют партии, значащиеся только на бумаге, а в действительности о них никто не знает, их электоральный вес стремится к нулю. Однако реальной причиной неразвитости партийной системы является то, что большинство существующих ныне партий просто не работает с населением, активизируясь на региональном уровне только в период избирательных кампаний. Получается ситуация, когда народ и власть существуют в различных плоскостях, а организационных структур, артикулирующих интересы различных слоев общества, не существует. Это не может не раздражать население, а потому столь высока поддержка избирателями графы "против всех".

В этой связи совершенно очевидной является необходимость перехода работы политических партий в режим полного политического цикла, когда обратная связь между избирателями и партийной организации осуществляется на постоянной основе. Пожалуй, одной из немногих политических партий, работающих в таком режиме, является Российская партия пенсионеров. Косвенным доказательством этому являются результаты выборов в региональные Законодательные собрания, прошедшие в этом месяце. Показательно уже то, что РПП преодолела пятипроцентный заградительный барьер во всех регионах, где участвовала в выборах: в Республике Марий Эл (13,2 %), в Тульской (6,1 %), Иркутской (5,8 %) и Сахалинской (7,3 %) областях.

Результаты последних выборов в региональные органы законодательной власти свидетельствуют о наличии общественного запроса на новые политические силы, которые в состоянии удовлетворить его. Усталость населения от одних и тех же лиц политической обоймы последних 10 лет налицо: заметное сужение электоральной базы КПРФ, в которой ко всему прочему летом этого года произошел раскол, фактическая маргинализация правых, окончательно потерявших свою политическую идентичность и не способных предложить нечто качественно новое избирателям России.

В этой связи успех РПП на региональных выборах, хотя и является в определенной мере сюрпризом, но вполне объясним. Дело в том, что Партия пенсионеров, вовремя "поймав" общественный тренд, вышла напрямую к избирателям с конкретными предложениями. Скажем, вопрос о "природной ренте", который явился одной из главных тем избирательной кампании депутатов Госдумы четвертого созыва, впервые был включен в повестку дня лидером РПП Валерием Гартунгом, который, что немаловажно, уже трижды избирается депутатом Госдумы по одномандатному округу на территории Челябинской области.

Мало кто знает, что идея о необходимости взимания "природной ренты", активно эксплуатируемая бывшим лидером "Родины" Сергеем Глазьевым, впервые была высказана именно Гартунгом, который подготовил проект закона "О правах граждан на доходы от использования природных ресурсов". Собственно, успех РПП на региональном уровне во многом связан с фигурой ее лидера, который, находясь много лет в тени большой политики, по сути, оказался "в нужное время в нужном месте". Гартунг показал себя в качестве политика "новой волны", одинаково убедительным и в телекадре, и в полемике на встречах с избирателями.

Первоначально РПП, которую Гартунг возглавил в марте 2004 года, представляла стандартный политический механизм, активизирующийся только в периоды избирательных кампаний. Однако новый председатель партии, осознав потребности времени, сделал ставку на работу в межвыборное время, выстроив механизм "обратной связи" с рядовым избирателем. Как следствие меньше чем за полгода лидер Партии пенсионеров смог наладить реальную работу региональных отделений по стране, запустить проект массовой партийной газеты, подготовиться и успешно провести избирательные кампании в регионах.

Примечательно еще и то, что Гартунг оказался последовательным в проведении той политики, с программными положениями которой он выходит к избирателям. Основным инвестором партии является сам партийный лидер, обладающий средним по размерам машиностроительным заводом в Челябинской области. Ставка на "продажу" партии олигархам была сразу же исключена председателем РПП, который заявил своим соратникам: "Пойдем тяжело, но сами". Стратегия "малобюджетной политики", тем не менее, оказалась эффективной благодаря сильной креативной составляющей региональных избирательных кампаний. Как следствие РПП благодаря грамотно выбранной стратегии ведения предвыборной борьбы нашла своего избирателя, а содержание агитационной продукции партии и тактические шаги предвыборной кампании неоднократно копировались конкурентами.

Стоит также отметить, что личный успех Гартунга был бы невозможен без интересного политического бренда, коим является РПП. Напомним, что на выборах депутатов Госдумы в декабре прошлого года РПП набрала 3,1%. Однако если вспомнить, что пенсионеров в России более 30 млн. человек, то очевидно, что перспективы электорального роста у партии пенсионеров есть, и немаленькие.

Первым из экспертов, кто оценил перспективы РПП, стал директор Международного Института Политической Экспертизы (МИПЭ) Евгений Минченко. В интервью агентству "Регнум" Минченко заявил, что "Партия пенсионеров является более перспективным проектом, чем "Родина". "Практически на всех последних региональных выборах Российская партия пенсионеров (РПП) переходит пятипроцентный барьер, и ее результаты ненамного ниже, чем у партии "Родина". При этом у РПП полностью отсутствует федеральный медийный ресурс, в то время как Рогозин не "слезает" с федеральных каналов. РПП проводит малобюджетные кампании, в то время как "Родина" в регионах проводит суперзатратные выборы... А также я думаю, что сегодня Партия пенсионеров может быть более интересна для спонсоров в регионах, чем "Родина", поскольку сотрудничество с ней будет менее затратным", - отметил эксперт.

Вполне очевидно, что серьезная заявка РПП на постоянное присутствие в "левом" сегменте политического спектра может заметно осложнить жизнь коммунистам и "Родине". Цель, озвученная лидером РПП Валерием Гартунгом, это 7 % по стране в конце 2005 года. Раз РПП смог доказать свою состоятельность вопреки многим сложившимся факторам, то вряд ли партия сможет показывать результат ниже на всех региональных выборах. Ряд экспертов утверждают, что РПП уже по итогам массовых мартовских региональных выборов способна достичь 10-12 % рейтинга по стране. Для Кремля Российская партия пенсионеров может стать одним из серьезных проектов, способных аккумулировать потенциал растущего протестного поля.


Григорий Егоров

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}