Найти механизмы создания и действия кластеров в условиях рыночной экономики на северных территориях и определить направления государственной кластерной политики – такую цель работы «круглого стола» наметил председатель Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник, представляя участникам тему заседания. По словам сенатора, сегодня в ведущих странах мира кластерная политика или кластерная стратегия - один из популярнейших и перспективных инструментов государственной политики повышения конкурентоспособности территорий. Например, Казахстан в 2005 году принял правительственный проект диверсификации экономики именно через создание кластеров.
«Отцом кластерного подхода в мире считается профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. Он определял кластер как группу географически локализованных взаимосвязанных компаний-поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентоспособные преимущества отдельных компаний и кластера в целом», - с основами кластерного подхода познакомил собравшихся начальник отдела Департамента территориально Министерства экономического развития и торговли Александр Воротников.
Как подчеркнул Геннадий Олейник, опыт развития кластерных систем показывает, что они дают значительный импульс региональному развитию, в том числе повышению экономической активности депрессивных территорий, а также развитию малого и среднего бизнеса.
По мнению сенатора, кадастровая политика может быть использована для развития в регионах Севера высокоемких технологий и наукоемких производств, так как экономика этих территорий ограничена трудовыми ресурсами, с низкой транспортной обеспеченностью, высокими затратами на перемещение оборудования, сырья и продукции. Он заметил, что в этом направлении могли бы работать три площадки: «Южно-Якутский комплекс», «Нижнее Приангарье», «Урал Полярный - Урал промышленный».
На сегодняшний день еще нет четкого понятийного определения кластеров. Некоторые утверждают, что это все те же промышленные комплексы. Тем не менее, взаимодействие государства и бизнеса на северных территориях могло бы дать импульс развитию регионов.
Большинство северных регионов нуждаются в ускоренном развитии инфраструктурных отраслей – транспорта, связи, информатизации.
Особенно важен, по мнению выступающих, кластерный подход для вновь осваиваемых территорий добычи полезных ископаемых в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, на Северном Урале, где в едином комплексе, на основе использования самых современных технологий, должны решаться вопросы и создаваться база геологоразведочных работ, освоения и разработки месторождений, создания перерабатывающих и смежных производств, инфраструктурных объектов, социального развития территорий.
Участники заседания считают, что кластерная политика должна быть важнейшей составной частью экономической политики государства. Она должна включать в себя систему взаимосвязанных действий федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, предпринимательских структур, научных и образовательных учреждений. По мнению собравшихся, необходимо, чтобы стимулирование создания различного типа кластеров было одним из приоритетных направлений государственной политики.
Важными элементами кластерной политики должны стать разработка и реализация федеральной и региональных программ содействия формированию и функционированию кластерных образований, развитие в этом направлении частно-государственного партнерства. В связи с этим, участники «круглого стола» рекомендовали Правительству РФ завершить разработку и принять Концепцию территориальных производственных кластеров. Провести анализ законодательной и нормативно-правой базы в этой области. Внести предложения по ее изменению и дополнению. Провести ряд других процедур, необходимых для реализации в регионах Севера кластерной политики.
Комментарии
Добавить комментарий