Скандалы&Слухи&Стук Алексей ПАНТЫКИН globalrus.ru

БОЖЕСТВЕННАЯ ТРАГИКОМЕДИЯ

Данте оскорбил пророка Мухаммеда.

Итальянский журнал Studi Cattolici провинился перед мусульманами. Он опубликовал картинку с сюжетом из Данте: герой «Божественной комедии» и Виргилий встречаются с пророком Мухаммедом.

Итальянский журнал Studi Cattolici провинился перед мусульманами. Он опубликовал картинку с сюжетом из Данте: герой «Божественной комедии» и Виргилий встречаются с пророком Мухаммедом. Помнится, в этой сцене пророк предстает с разрубленным надвое лицом, ибо «сеял скандалы и раскол». Гвидо Клеричетти, журнальный художник, правда, не изобразил самого Мухаммеда – из издевательского уважения к исламской традиции, запрещающей рисовать человеческие лица.

Журнал вяло и лицемерно оправдывается, что протестует тем самым против итальянских политических реалий, однако мусульмане уже обиделись. Директор итальянского филиала Мусульманской лиги Марио Шалойя назвал публикацию проявлением крайне дурного вкуса. А секретарь Союза мусульманских общин Италии Роберто Пиккардо заявил: «Мать кретинов всегда беременна».

Что и говорить, попытки пощекотать у мусульман в носу и в самом деле выглядят довольно глупо – в особенности после истории с датскими карикатурами, которые обернулись демонстрациями, побоями и сожженными посольствами. Есть некоторая надежда, что в данном случае все обойдется, и надежду эту дают почти художественные претензии, которые высказали к картинке помянутые мусульманские лидеры с итальянскими именами и фамилиями. Видимо, такой эстетствующий фундаментализм и позволил главному редактору Studi Cattolici Чезаре Каваллери довольно самоуверенно заявить, что «рисунок опубликован по здравом размышлении. Речь идет не об исламе, а о слабости Европы. Все о тех же вещах, о которых говорят и Папа, и председатель Сената Марчелло Пера. Карикатура говорит о Мухаммеде то же, что сказано в "Божественной комедии". Вовсе не стоит отказываться от цитирования Данте из опасения вызвать чье-то неудовольствие».

Если Европа и слаба, то слаба она именно тем, что не может дать сдачи мусульманскому миру. Чем скорее Европа осознает этот факт и чем сильнее будет пережитый катарсис, тем лучше. В этом смысле появление карикатур и цитат из классической мировой литературы стоит лишь приветствовать. Вопрос лишь в культурном коде, с помощью которого Европа разговаривает сама с собой. В том, что код этот все меньше поддается дешифровке. Ни шуток, ни литературных аллюзий, ни даже цитат фанатичные мусульмане не понимают, а их предводители понимать не хотят. В шутке они видят оскорбление, в изображении лица пророка – прямое святотатство, а дальше ятаган в руки – и в посольство. Поэтому любые рассуждения о дуализме художественного образа будут для них пустым звуком.

Но дело даже не в том. Собственный культурный код перестали считывать и сами европейцы, на чей тонкий вкус и были рассчитаны датские карикатуры и итальянская иллюстрация к Данте. Вместо того, чтобы понимающе улыбнуться друг другу, европейцы начинают либо неумело оправдываться перед мусульманами, либо с фанатизмом, достойным всякого правоверного, заниматься самоистязанием, хриплыми от натуги голосами твердя мантры о европейских ценностях толерантности и политкорректности. Священная вера в толерантность и политкорректность и религиозная нетерпимость по отношению ко всем недостаточно толерантным и недостаточно политкорректным вполне сравнимы с самыми жесткими постулатами Корана. Так недалеко и до Варфоломеевской ночи-2. В американском Голливуде с удовольствием снимут одноименный триллер; по ту сторону Атлантики отлично представляют, как следует бороться с религиозным фанатизмом: не остроумными шутками, сопровождаемыми унизительными извинениями, а бомбами и снарядами, падающими вслед веским словам о необходимости свободы и демократии. В противном случае лживые слова остаются наедине с такими же лживыми словами, а исход борьбы решает сила. В европейской ситуации сила на стороне мусульман, которые жгут посольства и устраивают побоища.

Так или иначе, несмотря на неожиданно бодрую реакцию итальянских деятелей печати и столь же неожиданно мягкую реакцию итальянских мусульман, культуртрегеры заведомо проиграли. Отец Джусто Лакунца Бальда, ректор Папского института арабских исследований, главный эксперт по исламу, к которому прислушиваются в папских покоях, выступил в охранительном духе. "Нельзя так смеяться над Мухаммедом, центральной фигурой более чем для миллиарда верующих в мире. Это не по-христиански. Так нельзя поступать», - сказал он, а его устами говорила Римская католическая церковь, и в результате могущественная организация Opus Dei, которой и принадлежит пресловутый журнал Studi Cattolici, выпустила заявление, что журнал «не входит в число официальных изданий и не является официальным органом прелатства». Во всем виновато, стало быть, частное лицо Данте Алигьери. Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Объяснение хорошее, сказать нечего, но оно, скорее, отсылает к римскому праву, а не к римской церкви. А это, если вдуматься, не вполне одно и то же.

Беда с этим карикатурным скандалом - уже и не поймешь, какое священное писание исповедует нынче католический мир.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}