Скандалы&Слухи&Стук

ИГРЫ АМЕРИКАНСКИХ PR-АССОВ. ВСЕ КАК У ЛЮДЕЙ

В США разгорелся крупный скандал вокруг доклада, подготовленного по просьбе группы конгрессменов-демократов. Из документа следует, что за последние четыре года Белый Дом потратил $250 млн. на подкуп журналистов и экспертов, распространявших идеи администрации в американских СМИ.<br>

Достоянием гласности стали выводы, содержащиеся в докладе, подготовленном для конгресса США по просьбе группы американских законодателей во главе с лидером демократов в палате представителей конгресса Нэнси Пелоси. Из документа следует, что за четыре года пребывания в Белом доме администрация Джорджа Буша выплатила рекордную сумму - более $250 миллионов частным пиар-компаниям для ведения скрытной государственой пропаганды в американских СМИ.

РИА "Новости" приводит некоторые содержащиеся в докладе цифры и факты. Только в минувшем году по 60 контрактам на эти цели пиарщикам было перечислено $88 миллионов. Правительственные контракты на работу с американским СМИ получали около 15 ведущих пиар-фирм США, которые за четыре года работы администрации получили в общей сложности 286 контрактов. Самые большие суммы от администрации Буша за последние четыре года получило пиар-агентство "Ketchum Communications" ($97 миллионов), за которым следуют "Matthews Media Group" ($51 миллион), "Fleishmann Hillard" ($41 миллион) и "Porter Novelli" ($33 миллиона).

В принципе, американское законодательство разрешает проводить за госчет РR-кампании в поддержку инициатив администрации и министерств. Однако, газета "Ведомости" напоминает, что в бюджетные законы США начиная с 1951 года включается специальный пункт, запрещающий выделение средств на "скрытые" РR-кампании, в ходе которых факт получения СМИ или журналистами денег от правительства не афишируется. А в скандальном исследовании как раз особо подчеркивается, что Белый дом "занимался незаконной "тайной пропагандой" посредством найма пиар-компании для производства и распространения сфабрикованных видеовыпусков новостей".

Несколько примеров такого рода "джинсы" приводит "Время Новостей". По данным газеты, большой скандал разгорелся вокруг доходов чернокожего комментатора Армстронга Уильямса. Он, как выяснилось, получил 240 тыс. долларов государственных денег за пропаганду инициативы президента в области образования "Ни один ребенок не останется без внимания", ставшую одним из гвоздей предвыборной кампании Буша. За эти деньги чиновники министерства образования получили право постоянно появляться в программах Уильямса. А Уильямс по контракту был обязан "регулярно давать свои комментарии" по поводу чадолюбивой инициативы Буша и в частных беседах убеждать своих чернокожих коллег-журналистов делать то же самое. Любопытно, что Уильямса уже уволили "за нарушение журналистской этики". Он публично принес свои извинения, но деньги государству вернуть отказался. "Министерство за рекламу заплатило, министерство рекламу получило", - цитирует издание заявление американского журналиста.

Еще один пример со ссылкой на корреспондента Washington Post Говарда Куртца приводит газета "Ведомости". По словам Куртца, консервативный колумнист Мэгги Галлахер, работающая в Universal Press Syndicate, получила в 2002 г. $21 500 от Министерства здравоохранения США за поддержку инициатив Буша, направленных на увеличение числа браков. Выступая в различных печатных изданиях и по телевидению в поддержку планов администрации, она не упоминала о своем контракте.

Следствием скандала стало внесение в конгресс США законопроекта о запрещении практики "тайной пропаганды" в американских СМИ по линии американского правительства. При этом в законопроекте предусмотрено, что конгресс получит право надзора над всеми контрактами федерального правительства США, заключаемого им с PR-агентствами. Впрочем, некоторые эксперты, опрошенные некоторыми российскими изданиями, полны скептицизма относительно действенности предлагаемых мер.

Так, например, представитель компании САГО Institute Джон Самплс в беседе с корреспондентом газеты "Ведомости" напомнил, что к подобному методу укрепления своих позиций в разное время прибегали как республиканцы, так и демократы. Поэтому полное прекращение этой практики, по мнению эксперта, невыгодно никому.

"Подобная практика выплат журналистам со стороны властей не совсем обычна для США, поэтому сейчас и разгорелся такой скандал", - рассказал "Времени новостей" профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего Дэн Холлин. "Дело в том, что нынешняя администрация Белого Дома намного более агрессивна в своих занятиях пропагандой", - подчеркнул американский эксперт по делам СМИ. При этом собеседник издания не исключил, что подобная практика работы с американскими журналистами может осуществляться не только, когда речь идет о внутриполитических делах Америки, но и в вопросах внешней политики Белого Дома, например, в освещении войны в Ираке.

В том же духе высказался и председатель совета директоров группы консалтинговых компаний "Никколо-М" Игорь Минтусов. Комментируя "Ведомостям" ситуацию в США, он также предположил, что помимо заказных публикаций на внутриамериканские темы в американской прессе могут размещаться материалы и по проблемам внешней политики, в том числе по российско-американским отношениям. А Алексей Волин, работавший в 2000-2003 гг. заместителем руководителя аппарата правительства, в интервью тому же изданию заметил, что "практика осуществления направленных публикаций характерна не только для США, но и для многих других стран".

www.smi.ru

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}