Технологии Надежда КРАСИЛОВА newizv.ru

Медведь на «Бентли»

Две кремлевские партии сошлись в жестокой битве за власть на местах.

Две кремлевские партии сошлись в жестокой битве за власть на местах. Карикатура: Михаил Златковский, «НИ».

В ближайшее воскресенье в 14 регионах страны пройдут местные выборы. Главное отличие нынешней кампании от предыдущих состоит в том, что основное сражение на предвыборном поле развернулось между двумя «партиями власти». Ради победы в ход идут все технологии, но главная ставка делается на скандалы и «черный» пиар. Впрочем, нет худа без добра. Все свои силы политические гиганты тратят друг на друга, так что оппозиционным партиям, конечно, тем, кого допустили к выборам, стало чуть легче.

Подготовка к выборам 11 марта уже обошлась партиям, по словам председателя ЦИК РФ Александра Вешнякова, в 1,3 млрд. рублей. «Справедливая Россия» аккумулировала на своих счетах 400 млн. рублей. Ее опередила «Единая Россия», чья казна выросла до 550 млн. рублей. К тому же благодаря предусмотрительно принятым поправкам в выборное законодательство «единороссы» оказались в выгодном положении. Большую часть своей копилки «эсеры» были вынуждены потратить на уплату избирательных залогов. В частности, на выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга им пришлось заплатить 90 млн. рублей. Но кое-что осталось и на агитацию.

Мэрское поведение

Самым показательным примером политической конкуренции стал Ставропольский край. Местный губернатор Александр Черногоров, возглавляющий список «Единой России», и мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин, который занял первую строчку в списке «Справедливой России», разделили административный ресурс в регионе практически поровну. Причем территориально. Так, если в сельской местности в основном размещена агитация губернатора, то в столице области вне конкуренции портреты мэра. Городские службы отказываются устанавливать губернаторские билборды под тем предлогом, что «они мешают благоустройству Ставрополя». А уже размещенные стенды неизвестные злоумышленники срезают ночью автогенами.

Активно используется и контрагитация. Например, ни у кого из жителей области не вызывает вопросов, к кому именно обращен призыв: «Продай «Бентли»! Заплати алименты!» Буквально накануне выборов бывшая жена губернатора Черногорова публично жаловалась, что экс-супруг не дает денег семье, в то время, как в гараже у него стоят дорогие автомобили «Бентли». Проинспектировав недавно улицы Ставрополя, член ЦИК РФ Эльвира Ермакова нашла много нарушений. Особенно у «Справедливой России». По приблизительным подсчетам г-жи Ермаковой, средства, потраченные в крае на агитационные баннеры и растяжки, значительно превышают суммы, которые официально израсходованы из местных избирательных фондов партий, размер которых составляет 60 млн. рублей.

Некролог на конкурента

В Самаре «единороссы» не стали ломать голову над новыми идеями и по традиции пообещали повысить зарплату бюджетникам до 25 тыс. рублей, а пенсии – до 10 тысяч. Напротив плакатов с такими заманчивыми посулами тут же появились щиты с лаконичной надписью: «Хватит врать!» Как передает корреспондент «НИ» Наталья ГРИГОРЬЕВА, недоверчивые пенсионеры, наученные горьким опытом монетизации, стали интересоваться, «на какие шиши» будут повышать пенсии, и в результате на заборах появились листовки: «Пенсия 10 000 рублей через 10 000 лет».

В Приволжском микрорайоне Самары агитаторы-учителя вынуждены воздерживаться от общественной деятельности, так как отдел народного образования поддерживает только «Единую Россию». Люди боятся ходить на встречи с кандидатами других партий. Всех перепишут, а списки представят по месту работы, которой на селе не так много. Борьба двух партий продолжается и перед телекамерами. «Единороссы» на местном государственном канале провели телеэфир, во время которого возмущенные жители города прямо на улице должны были высказать свое недовольство политикой мэра Самары. Но неожиданно для сценаристов перед телекамерой появился сам Виктор Тархов. Эфир «по техническим причинам» тут же прервался.

Новые методы в буквальном смысле «черного» пиара оказались опробованы и в Санкт-Петербурге. Некоторые участники съезда «Справедливой России», который прошел в Северной столице 26 февраля, получили некрологи на самих себя. Еще меньше повезло депутату Законодательного собрания города «эсеру» Сергею Андрееву. В Интернете появился сайт, замаскированный под домашнюю страничку народного избранника. Помимо фотографий и вполне приличной биографии, липовый сайт содержал не очень приличное порнографическое видео с участием «человека, похожего на г-на Андреева».

Обыкновенный пьяный избиратель

А вот в Пскове не тратили время на агитацию и сконцентрировались на избирательных технологиях. Если раньше кандидаты разных уровней не стеснялись поливать помоями своих конкурентов, выпуская разного рода подметные письма, листовки и прочую сомнительную печатную продукцию, то теперь политики мыслят более конкретными категориями. Зачем тратиться на распространение компромата, когда все, в конечном счете, решают голоса. Как сообщил корреспонденту «НИ» в Пскове Сергею НЕКРАСОВУ председатель городской избирательной комиссии Владимир Панькив, к нему все чаще поступают жалобы от избирателей, которым чуть ли не в открытую предлагается проголосовать за деньги. И такса уже известна: от 150 до 300 рублей. «Думаю, что к 11 марта эти цифры вырастут если не на порядок, то раза в два-три. Что тоже вполне объяснимо: из 151 кандидата, который претендует на 25 мест в городском парламенте IV созыва, до 60% – предприниматели, которые умеют считать свои деньги и привыкли вкладывать их рационально», – с сожалением добавил чиновник.

Результатом этого «бизнеса» стало активное желание некоторых горожан принять участие в досрочном голосовании. Так, по словам работников горизбиркома, в первый же день отдать свой голос пришли 67 человек. На следующий день это число выросло вдвое. Всего же за первые дни в избирком пришли более 300 человек, и, судя по нескончаемому наплыву граждан, можно предположить, что некоторые кандидаты могут почувствовать себя избранными уже задолго до дня голосования. На вопрос корреспондента «НИ» о том, какие такие люди проявляют столь неуемную гражданскую активность, в избиркоме со смехом ответили: «Какие-какие! Обыкновенные – пьяные».

Мишка косолапый

В своей агитации «единороссы» активно эксплуатируют образ партийного медведя. Напомним, что некоторое время назад в целях экономии типографской краски в масштабах всей страны мишка из традиционного русского, бурого внезапно превратился в полярного, белого. Теперь партийные типографии выпускают книжки и буклеты, в которых семейка косолапых объясняет, что «власть – это когда все делаешь для людей и даже зимой». Впрочем, такая привязка к звериному образу имеет и обратный эффект. Сергей Миронов на своем опыте понял это, когда в свое время неосторожно призвал Партию жизни защищать выхухоль. Так что конкурентам даже не надо указывать в своих листовках название «партии власти». Достаточно нарисовать медведя. В итоге в других книжках, выпускаемых конкурентами «Единой России», мишка выступает в роли жадного и глупого зверя, готового затоптать любого.

На виртуальной обочине агитации

Другим участникам выборов на фоне имеющихся у двух партий власти финансового и административного ресурса ничего не остается, как изобретать собственные оригинальные методы агитации. В КПРФ признаются, что на размещение билбордов у них денег нет. Но питерские коммунисты научились обходить запреты чиновников, разбрасывая анонимные листовки с указанием места встречи жителей, желающих послушать представителей «партии, которая реально готова защищать их права». На этом месте левые и агитируют своих избирателей, ведь такие встречи по закону о митингах не подпадают под ограничения. А депутат Госдумы Алексей Митрофанов заявил: так как федеральные телеканалы монополизированы «партиями власти», то ЛДПР будет осваивать виртуальное пространство. «Жириновцы» организуют интернет-телевидение и будут вести агитацию при помощи SMS-сообщений. «Посадим 40 человек, которые будут в форумах писать: «Жирик клевый!», – пообещал предприимчивый депутат.

Эксперт НИИ социальных систем Дмитрий Бадовский считает, что на фоне противостояния двух гигантов все остальные партии отошли на второй план, и в какой-то степени им стало легче жить. Весь пыл борьбы обе «партии власти» тратят друг на друга, и сил на мелких конкурентов просто не хватает.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}