Технологии

ФЕСТИВАЛЬ УКРАИНСКИХ ПОЛИТТЕХНОЛОГИЙ

Первый тур президентских выборов на Украине завершился, голоса подсчитаны, а обнародованные результаты только добавили азарта - такого равенства в симпатиях избирателей к кандидату от власти и к кандидату от оппозиции не было давно на постсоветском пространстве. До второго, решающего тура осталось две недели. Есть время на то, чтобы проанализировать, какой ценой досталась фаворитам предвыборной гонки их победа, какие PR-технологии были использованы и насколько успешно. Что думают об этом специалисты?

Михаил Афанасьев, директор по политической аналитике и PR группы компаний "Никколо М":

- Что касается технологий, они достаточно очевидны. Со стороны Януковича применялся административный ресурс во всех проявлениях, начиная от доминирования на всех каналах, заканчивая контролем над избирательными комиссиями, особенно в восточных областях. Плюс массированная агитация со стороны официальных лиц России, включая президента.

У Ющенко работа изначально и в основном строилась на создании имиджа - с момента ухода из премьеров. Кроме того, были задействованы импортированные элементы системы так называемой "бархатной революции", которую госдеп США применил в Югославии и Сербии, но в тех рамках, в каких их можно было применить на Украине - например, в действиях радикальных студенческих организаций.

Думаю, что ничего особо нового ни та, ни другая сторона не сможет придумать в оставшиеся недели. В целом с учетом массированного использования административного ресурса, результат Януковича выглядит скромным. Я думаю, что его даже можно назвать обескураживающим. Не случайно появились какие-то моменты политической неразберихи: Мороз заявил, что его избиратели не будут голосовать за Януковича, Симоненко - что у него украли 15 процентов. Это все показатели растерянности политического класса Украины в условиях обнаружившегося отсутствия явного лидерства.

С точки зрения России, ситуация еще более обескураживающая, поскольку если бы официальная Россия сохраняла как-то дистанцию, то не было бы ситуации, когда половина украинцев голосует, как минимум, не так, а как максимум, против того, что советовал им российский президент.

Нужно было больше дистанцироваться, тогда бы удалось сохранить лицо. Тем более что для нас не так уж и велика разница между двумя кандидатами. Кучма тоже пользовался нашей поддержкой, но не выполнил ни одного предвыборного обещания, данного России и русскоязычным избирателям. Не такая уж значительная фигура Янукович, чтобы так в него вкладываться. Нужно было действовать более аккуратно. А мы "сожгли мосты".

Но с другой стороны, Янукович не проиграл, и, вероятнее всего, не проиграет, потому что трудно себе представить, что избиратели Ветренко и Симоненко проголосуют за Ющенко. Поэтому определенный дополнительный ресурс у Януковича есть. Если 20 процентов избирателей, отдавших свои голоса не за фаворитов предвыборной гонки, не пойдут на второй тур, то сниженная явка - это всегда ресурс для административных манипуляций. Но нельзя и исключить того, что в тех регионах, где проголосовали за Ющенко (а электоральная граница пролегает между юго-востоком Украины и всей остальной Украиной), произойдет дополнительная мобилизация его сторонников. Хотя, по моим ощущениям, те, кто хотели проголосовать против истеблишмента, уже это сделали.

Сергей Некрасов, главный аналитик компании "ИМА-консалтинг":

- Украинские выборы, если отвлечься от их содержания, можно назвать фестивалем политтехнологий. Или, точнее, боевым смотром. Таких насыщенных, технологически изощренных выборов никогда не было в России (и, может, уже не будет).

Значительная часть технологий была направлена на формирование имиджевого ресурса основных кандидатов, и их эффективность высока. Примечательно также, что технологии на основе административного ресурса используются по обе стороны Днепра.

Но борьба не ограничивается подтасовками на избирательных участках и в "выбиркомах". Оппозиция, объединившаяся вокруг Ющенко, загодя готовилась к тому, чтобы не признавать официальные данные. Готовилась к тому, что основным инструментом победы на выборах станут митинги, демонстрации и баррикады. Это было понятно еще три года назад, задолго до "революции роз".

Большая заслуга избирательной команды Януковича состоит в том, что они смогли за короткий срок построить "волнолом" на пути ющенковской "машины революции". Мобилизовали электорат и предложили эффективные инструменты по принципу "если нет другого лома…". Оппозиция явно была не готова ни к массовым мероприятиям оппонентов, ни к конкурирующим exit polls. Ни к тому, что по итогам первого тура результаты окажутся примерно равными.

Разумеется, не все инструменты сработали чисто. Например, те же exit polls показали свою неэффективность в условиях жесткого политического противостояния. Высказывались упреки, что можно было бы вести кампанию Януковича "точечно", ориентируясь на узкие сегменты электората, - это менее затратно, чем "бить по площадям". Но в условиях жесткой поляризации общества, подпитываемой извне, точечные технологии вовсе не дают результата. Чем более грубые, всеохватные инструменты вы предлагаете, тем больше шансов, что они окажутся эффективными. (Правда, некоторые из них, например, "болезнь" Ющенко, даже неприлично обсуждать).

Впрочем, в украинской кампании еще остается возможность, что "тонкие" имиджевые приемы сыграют решающую роль во втором туре. На мой взгляд, у Ющенко сегодня больше шансов использовать такие технологии в своих интересах. Задержка с объявлением окончательных результатов первого тура играет ему на пользу: уверенность в победе Януковича ослабевает, а символическое преимущество в сотые доли процента позволит кандидату от оппозиции переманить на свою сторону дополнительный административный ресурс.

Ну а если борьба во втором туре примет обостренные формы, может оказаться, что эти президентские выборы - лишь повод для реанимации конституционной реформы и перехода к парламентской республике

Любовь Шарий, www.politcom.ru

Данное сообщение (материал) создано (или могло быть создано) и/или распространено (или могло быть распространено) иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и/или российским юридическим (или физическим) лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}