Технологии

УКРАИНСКАЯ КАМПАНИЯ КАК БИТВА ЗА МОСКВУ

Украинские выборы: позиционный анализ

Методика исследования: Для анализа используется метод "позиционной карты", впервые примененный при анализе российских медиа в начале сентября 2004 года. В связи с тем, что в избирательной кампании по выборам президента Украины активно участвует не только украинский политический истеблишмент, но и крупные геополитические игроки (Россия, США, Евросоюз и др.), некоторые позиции в "позиционной карте" подразделяются на т.н. "внутренние" и "внешние". Внутренние - "из Украины". Внешние - "извне Украины".

Целью анализа было не столько выяснение количественного соотношения тех или иных позиций, сколько построение максимально полной позиционной карты через посредство выявления наиболее значимых точек зрения, их основных оттенков, "переходных вариантов", смычек и т.д. По этой причине приоритет отдается комментарийным СМИ, где аргументация позиций является достаточно развернутой и всеобъемлющей.

Позиционная карта по "украинской" теме:


"Пораженцы". Сторонники Ющенко, Тимошенко, блока "Наша Украина". Основная реакция на любое событие - обвинять во всем действующую власть (Кучма, Медведчук, Пинчук и т.п.), разоблачать ее преступления. Особенно ярко эта позиция выражена в теме "внешнего влияния": недовольны прямым и открытым участием России в кампании.

"Отказники". Реакция на любое событие в ходе кампании - избегание/подмена реальности. Настаивают на неприемлемости легитимного избрания одного из основных кандидатов для различных внутренних/внешних участников выборов. Особенно ярко проявляет себя эта позиция в теме "инцидентов" с основными кандидатами. Ключевые моменты в происходящих событиях для комментаторов в этой позиции: неверие в версии двух основных кандидатов о причинах происшествий с ними; фактор "третьей силы", действующей на удержание своего контроля над финансовым и властным ресурсом. Именно эта категория наиболее часто (даже чаще, чем "пораженцы") повторяет конспирологические теории насчет отмены выборов (выборы признаются несостоявшимися, оба кандидата не будут участвовать в новых выборах), "силового сценария", "отравления/смерти Ющенко" и т.д.). Невозможность реализации ни одного из сценариев "прямой победы" одного из претендентов (уверенно побеждает Ющенко/ уверенно побеждает Янукович) приводит к образованию широкого поля для действий в интернет-СМИ для этой позиции. В конце сентября-начале октября присутствие данной категории комментаторов в украинских, и частично в российских комментарийных интернет-СМИ значительно увеличилось.

"Каратели". Внутренняя и внешняя позиция. Внутренняя позиция: отражает интересы фигур, представляющих т.н. "парламентское большинство", частично - АП, СБУ, Генпрокуратура. Также к ней примыкают сторонники Януковича, недовольные ходом кампании этого кандидата и недостаточной жесткостью власти по отношению к оппозиции (Ющенко, Тимошенко). Внешняя позиция: комментаторы, представляющие интересы части российской политической элиты (условно, "противники Путина"), желающей победы В.Ющенко для использования ее для политических игр в самой России. Также к ним примыкают некоторые российские политологи и политтехнологи, обслуживающие "реваншистский проект". Сосредотачиваются на многочисленных "проколах" избирательного штаба Януковича, АП, жестко критикуют работу российских политтехнологов, имитируют позу невмешательства. Отмечается всплеск комментариев подобного рода по факту первого появления Ющенко в Раде после его "отравления" и создания парламентской комиссии для расследования обстоятельств этого "инцидента". Как внешние, так и внутренние комментаторы в этой позиции неотрицательно относятся к "абхазскому" сценарию на Украине.

"Изоляционисты". Внешняя позиция. Обычно данная позиция характерна для комментаторов, представляющих внешнеполитических игроков, участвующих в украинских выборах (Россия, США, Евросоюз). Воспринимают Украину как поле для реализации своих собственных политических интересов. Предвыборную кампанию воспринимают с настороженностью, комментарии предельно прагматичны, и до некоторой степени циничны. Считают, что в развернувшемся противостоянии мировых держав из-за Украины последней лучше всего занять позицию "центра" (при этом каждая из сторон в комментариях считает "центром" именно себя) и таким образом "изолироваться" от других внешнеполитических игроков.

"Глобалисты". Внутренняя позиция. Отчасти отражается в пропагандистских кампаниях самих основных кандидатов в президенты, а также других украинских политиков, показывающих избирателям свою внешнеполитическую ориентацию. Считают Украину страной, включенной в мировую геополитику, а значит, обязанную принять сторону одного из двух "больших братьев" (США или Россия). В случае симпатий к США - смычка с "пораженцами". В случае симпатий к России - смычка с "отказниками" и/или внутренними "карателями".

"Объективисты". Комментаторы в этой позиции обращают свое внимание на медиаэффект от любого события, происходящего в ходе кампании и на то, как он влияет на массовое сознание избирателя. Главное в их комментариях - разоблачение того или иного заявления, социологического опроса, подразумевающего интерес одного из кандидатов в президенты. В связи с этим комментарии в этой позиции обращают особое внимание на различные манипуляции участников в сфере социологии, политики, экономики, СМИ, общественной жизни. Нередко, будучи не в состоянии сформулировать свою собственную позицию по ситуации, комментаторы в этой позиции пытаются вести максимально полную хронику происходящего с обилием подробностей и дополнительных фактов.


Основные темы кампании:

1.
Война рейтингов. Сюжеты по данной теме. Разоблачение "манипулятивных опросов". - Почему Янукович приглашает иностранных социологов?- АП выселяет социологов КМИС из занимаемого им здания.- Как российские политтехнологи и социологи занимаются приписками. Проблема экзит-поллов: опыт России и Венесуэлы.- Социологи Ющенко уже месяц не публикуют данные своих опросов.

Выводы:

"Пораженцы", находящиеся в оппозиции к власти (сторонники Ющенко), не доверяют данным соцопросов как ФОМ, так и американских социологов, и пытаются донести до избирателя через интернет-СМИ "правду о выборах". Основные контраргументы: "американцы" используют "манипулятивные" опросники; ФОМ не говорит, кто проводит его опросы на территории Украины; ФОМ известен своими манипуляциями с экзит-поллами на выборах в России; Экзит-поллы, проводившиеся во время президентских выборов в Венесуэле, отражали позицию США и не были признаны легитимными; Украинских социологов из КМИС выселяет из здания Администрация президента Украины;
Российские "изоляционисты", работающие на штаб Януковича, отвечая на нападки "пораженцев", замечают, что: рейтинг Януковича растет, а Ющенко- падает; данные всех социологических фирм, работающих на выборах, в последнее время сравнялись; ФОМ и его украинские партнеры делают опросы быстрее, чем другие украинские социологи; Социологи Ющенко уже месяц не публикуют данные своих опросов.

2. "Инциденты" с кандидатами. Сюжеты по данной теме. Кому выгодно "отравление" Ющенко и "яичная" история с Януковичем?- Фактор "третьей силы", участвующей в кампании ("силовые варианты", "каштановые перевороты", "смерть Ющенко"): поиск ответа на вопрос "кому выгодно?". - Действия российских и иностранных (Жак Сегела в контроперации против "отравления" Ющенко) политтехнологов.

Выводы:

Большинство комментаторов не верят официальным заявлениям обоих кандидатов и их представителей относительно причин "инцидентов" с ними. "Пораженцы" предполагают, что "отравление" Ющенко было спланировано в штабе Януковича с целью дискредитации кандидата и "выключения" его из предвыборной гонки в самый ответственный период кампании. "Яичная история" Януковича, по мнению "пораженцев", создана штабом Януковича с целью вызвать сочувствие к кандидату, снивелировав эффект от сочувствия избирателя к Ющенко. "Отказники" выдвигают версию относительно причастности окружения Л.Кучмы к "отравлению" Ющенко с целью дестабилизации ситуации и подготовки "силового варианта" исхода выборов в противовес "каштановой революции" сторонников "Ющенко". Внешние "изоляционисты" (Россия) настаивают на версии фабрикации штабом Ющенко "отравления" своего кандидата в целях поднятия его рейтинга.
Среди комментаторов, выделяющих фактор "третьей силы", особое внимание подспудно обращено на Л.Кучму, "силовиков", "днепропетровский" и "донецкий" кланы, а также на Ю.Тимошенко - тема "власть благодаря смерти Ющенко", а также - на т.н. "абхазский сценарий" ("конституционная реформа: Ющенко-президент, Янукович- премьер").

3. Внешнее влияние. Сюжеты по данной теме. Анализ геополитического положения Украины и интересов внешних участников выборов. -Что лучше для Украины?-Что лучше для США, России и ЕС?- Действия российских политтехнологов, международных наблюдателей, заявления заинтересованных организаций (ЕС, ПАСЕ) относительно выборов на Украине - их влияние на ход кампании.

Выводы:

"Пораженцы" блокируются с внешними "карателями" из России для разоблачения действий Москвы и российских политтехнологов в ходе кампании. Основные акценты: неграждане Украины не могут принимать участие в предвыборной кампании; российские политтехнологи используют на Украине "грязные" и неэффективные технологии, которые доказали свою несостоятельность в России.
Внешние "изоляционисты" (Россия) стремятся донести до избирателей преимущества пророссийской ориентации Украины.
Внешние "изоляционисты" (Евросоюз) занимают выжидательную позицию, участвуя в кампании на технологическом уровне (международные наблюдатели).
Неясность позиции клана Кучмы по отношению к основным кандидатам в конце сентября-начале октября приводит внешних "изоляционистов" и "карателей" (Россия) и "пораженцев" (Ющенко) в стан "отказников".

pr-life.ru

Данное сообщение (материал) создано (или могло быть создано) и/или распространено (или могло быть распространено) иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и/или российским юридическим (или физическим) лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}