Технологии Лариса МАКЕЕВА finam.ru

Лоббизм в России: по закону или по понятиям?

В России нет культуры отношений между бизнесом и властью, а продвижение интересов компаний и предпринимателей в госорганах, так называемый "лоббизм", носит нецивилизованный характер.

Лоббизм в России: по закону или по понятиям? Фото: http://dominion.in.ua.

Проще говоря, сводится к взяткам, откатам и коррупции, считают опрошенные IAВС/Russia (Международная ассоциация бизнес-коммуникаторов) эксперты, чиновники, депутаты и бизнесмены. А на федеральном уровне вместо прямого денежного стимулирования представители власти все чаще просят должность или долю в бизнесе.

В российском законодательстве нет закона о лоббизме, а понятие GR (от англ. government relations - взаимодействие с государственными структурами), больше воспринимается как некий западный термин, своего рода эвфемизм все той же коррупции, говорит гендиректор консалтинговой группы "PRОтект" Николай Студеникин.

Как цивилизованные лоббисты в России довольно успешно работают РСПП, "ОПОРА России", "Деловая Россия". Среди самых популярных примеров такого лобби - закон об ОСАГО. Говоря о нецивилизованном лоббизме, как правило, в первую очередь вспоминают приватизацию "лихих 90-х".

Разговоры о необходимости регулирования лоббистской деятельности звучали еще в ходе работы Верховного Совета СССР последнего созыва. Позже неоднократно предпринимались попытки его подготовить, но все инициативы так и не увенчались успехом. Но тема все равно осталась, замечает вице-президент IABC/Russia Павел Морозов, и нужно подумать, через какой механизм лучше провести этот закон.

Среди желающих видеть соответствующий закон нет единого мнения о том, каким он должен быть. Одни считают, что главная суть закона - вывести лоббистскую деятельность из теневого сектора, но он не должен содержать строгих запретительных норм, поскольку их все равно можно обойти. Другие, напротив, полагают, что закон должен перекрыть возможности теневого лоббирования и сделать деятельность лоббистов в органах власти более открытой для влияния институтов гражданского общества. В этом плане нам был бы интересен польский вариант закона о лоббизме, где чиновники несут именную ответственность при подготовке законопроекта, полагает управляющий партнер консалтингового агентства "Румянцев и партнеры" Олег Румянцев.

Те же, кто высказываются против закона "О лоббизме", по мнению председателя Совета директоров Центра политического консультирования "Николо М" Игоря Минтусова, либо вообще некомпетентны в этом вопросе, либо слишком заинтересованы в отсутствии самого закона. К первым эксперт относит тех, кто аргументирует свою точку зрения фразами в духе "... зачем нам лишний закон, если они все равно не выполняются", "родиной лоббизма является США, которые нам не указ", "... давайте сначала решим проблему коррупции" и пр. К заинтересованным в отсутствии закона г-н Минтусов относит тех, кто не хочет платить налоги от лоббистской деятельности. А платить их надо, уверяет он, потому что это бизнес, к тому же доходный. По подсчетам эксперта, речь идет о десятках миллиардов долларов ежегодно.

Первой победой на пути к цивилизованному лоббизму президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин считает закон о СРО (саморегулируемые организации). Принцип их работы, по его словам, может лечь в основу будущего закона "О лоббизме": лоббист регистрируется как предприниматель и входит в состав соответствующей СРО.

Однако гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин опасается, что в условиях жесткой, несмотря на свою 2-х верхушечность, вертикали власти подобный механизм действовать все равно не будет. И в подтверждение своих слов он приводит историю с Черкизовским рынком.

Помимо прочего в России нет должного количества эффективных гражданских институтов, что в тех же Соединенных Штатах являются залогом работоспособности закона о лоббизме. "До тех пор пока они отсутствуют, даже самый хороший закон в России работать не будет", - уверен гендиректор Московской Международной Бизнес-Ассоциации Александр Борисов.

Россия во многом еще и азиатская страна, замечает Олег Румянцев, и многие европеизированному лоббизму предпочитают бакшиш. Так что помимо развития правовых норм, стоит подумать и о развитии морально-этических.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}