Страна Р Леонид Хают kaspyinfo.ru

Бедность-2030: перезагрузка. Число малоимущих астраханцев попытаются снизить

Региональное правительство разработало программу борьбы с бедностью в Астраханской области.

Согласно тренду, заданному указом Владимира Путина, уровень бедности в стране и регионе к 2030 году должен снизиться вдвое. Пока предпосылки к такому снижению просматриваются с трудом.

Перенос цели

С бедностью в нашей стране борются постоянно, пока, правда, без особого успеха. Так, три года назад, в 2018 году, президент Владимир Путин подписал знаменитые майские указы, где в числе прочего ставилась задача к 2024 году снизить уровень бедности в стране (то есть количество россиян, чьи доходы меньше прожиточного минимума) вдвое. Но что-то пошло не так, и благую цель перенесли. В президентском указе № 474 от 21 июля 2020 года “О национальных целях развития РФ на период 2030 года” поставлен новый ориентир: 2030 год. К этому сроку бедных россиян должно стать в два раза меньше, чем было в 2017 году. Этот указ и стал основанием для разработки и принятия региональной программы “Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Астраханской области”. Она утверждена постановлением областного правительства № 44-п от 18 февраля 2021 года.

Тревожные цифры

Согласно приведенным в программе данным, доля населения Астраханской области с доходами ниже прожиточного минимума в 2017 году (отправная точка для последующих расчетов) составляла 15,5% (153,7 тыс. человек), в 2018 снизилась до 15,1% (153,4 тыс. человек), в 2019 снова выросла до 15,5% (156,5 тыс. человек). По данным Росстата, в России доля бедного населения по итогам 2019 года составила 12,3% (прогноз на 2020-й – 13,5%).

По итогам “коронавирусного” 2020 года, когда большинству жителей региона пришлось несладко, ожидается увеличение доли бедного населения до 16,2% (на момент составления программы окончательные статистические итоги за 2020 год еще не были подведены). С учетом того, что в 2020 году численность астраханцев с 1005,8 тыс. человек упала до 997,7 тыс., получаем, что за порогом прожиточного минимума оказались 161,6 тыс. наших земляков. Как показывают результаты выборочного обследования, 43% из них проживает в городах, 57% – в сельской местности.

Системная и глубокая

В программе честно и подробно расписана структура региональной бедности. Подавляющее большинство малоимущих семей – 83,5% – это семьи с детьми в возрасте до 18 лет. При этом среднедушевые доходы по всем малоимущим домохозяйствам (по прикидкам, их порядка 50 тысяч) недотягивают и до 7 тыс. рублей, что в полтора раза меньше величины официального прожиточного минимума (10345 руб.). Как они при этом выживают, остается только догадываться.

Каковы же основные причины высокого уровня бедности в регионе? Их много. Это безработица, низкие зарплаты, оплата труда в конвертах; большое количество неполных и многодетных семей, в которых много иждивенцев; низкий уровень соцгарантий и социальных выплат; инвалидность, старость, слабое здоровье, вредные привычки граждан; большие диспропорции в экономике муниципальных образований региона – где густо, где пусто. Не сбрасывают со счетов авторы программы и низкий уровень образования и профессиональной подготовки части астраханцев, их невостребованность на рынке труда. Свою роль играют также неприспособленность к жизни, отсутствие уверенности в себе, жизненных планов, внутрисемейные конфликты и неурядицы, кредитная удавка...

Так что бедность у нас системная и глубокая. Впрочем, как и в большинстве других регионов страны.

План разработан

Как же с этим бороться? Как к 2030 году снизить долю бедных астраханцев с 15,5 до 7,8%, как обозначено в программе и как велит президентский указ?

Для этого в региональной программе борьбы с бедностью расписан большой план по ее реализации с указанием мероприятий, ответственных исполнителей (министерства, ведомства и другие структуры), сроков исполнения, ожидаемых результатов и даже объемов финансирования, правда, не в конкретных суммах, а в ссылках на различные региональные программы и проекты.

Думается, особого смысла перечислять эти мероприятия нет. Во-первых, большинство носит достаточно общий характер, что обусловлено самой формой программы: и из-за того, что трудно расписать конкретику на предстоящие 10 лет – пророков нет, и из-за того, что многие мероприятия являются частью других региональных программ, в которых уже есть какие-то цифры. Кроме того, значительная часть предлагаемых мер реализуется в регионе уже не первый год, например, соцподдержка социально уязвимых категорий граждан, борьба с безработицей, поддержка сельхозпроизводителей и т.д.,но ситуация к лучшему не меняется.

Один с бедностью не воин

Не стоит требовать от нашей региональной программы, чтобы ее реализация привела к решительному прорыву в борьбе с бедностью: в одном отдельно взятом субъекте федерации (особенно в таком, как наш) бедность не победить. 

Нужны преобразования в масштабе всей страны: оздоровление социально-экономической обстановки, структурные перемены в экономике, устранение гигантских разрывов в доходах населения и “начальников”, снижение налоговой нагрузки на бизнес, уменьшение неимоверного количества запретов, ограничений, бюрократических процедур и отчетности, конкретные шаги по повышению реальных доходов населения, которые падают едва ли не последние 10 лет, и прочее. Понятно, что без соответствующих решений законодательной и исполнительной власти, принимаемых на федеральному уровне, никакие перемены невозможны.

Будут ли сделаны такие шаги, увидим еще до 2030 года.

 

Опубликовано: 15 марта 2021 г

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}