Страна Р rbc.ru

МВФ порекомендовал России раскрыть финансы госкомпаний

Как эксперты фонда нашли десять пробелов в бюджетной системе России.

Доходы и расходы 30 тыс. российских госпредприятий никак не отражены в бюджетной отчетности государства, утверждает МВФ. Минфин собирается опубликовать первые сводные оценки по госкорпорациям (и только) в начале 2020 года.

Международный валютный фонд (МВФ) рекомендует российским властям обязать все государственные предприятия публиковать ежегодные финансовые отчеты, а также включать их агрегированные показатели в сводную бюджетную отчетность. Это одна из десяти рекомендаций, адресованных России в докладе фонда о финансовой прозрачности бюджетной политики, эффективности правительства и снижения уязвимости от коррупции (*.pdf). Сейчас данные более 30 тыс. российских госпредприятий (state-owned enterprises, SOE) остаются за рамками консолидированного бюджета государства, а многие из них не публикуют аудированную отчетность, констатирует МВФ.

Оценки количества госпредприятий в России расходятся. По данным Росстата на 1 января 2019 года, в стране 59,6 тыс. хозяйствующих субъектов в госсобственности. Они, с одной стороны, делятся на коммерческие компании и предприятия (около 5,7 тыс.) и государственные учреждения (около 53 тыс.). С другой стороны, их можно разделить на находящиеся в федеральной собственности (17,4 тыс.) и в региональной (около 42 тыс.). Количество акционерных обществ и унитарных предприятий, находящихся в федеральной собственности, составляет около 2 тыс.

В целом МВФ ранее оценивал вклад госсектора в российский ВВП в 33%. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявляла о 70-процентной доле госсектора.

Среди других рекомендаций МВФ — составление 50-летнего бюджетного и макроэкономического прогноза и укрепление институциональной независимости Росстата от органов исполнительной власти. Также фонд отмечает слабое информирование о долгосрочных обязательствах государства в рамках государственно-частных партнерств (ГЧП), коих насчитывается порядка 2,5 тыс. Общая стоимость ГЧП-проектов оценивается МВФ в 2,2% ВВП в 2017 году. МВФ рекомендует публиковать ежегодные оценки таких обязательств.

Большинство предложенных МВФ мер по повышению бюджетной прозрачности уже реализуются, заверила РБК пресс-служба Минфина. «Уже принята и реализуется «дорожная карта», которая предусматривает переход на методологию формирования статистики госфинансов с учетом показателей финансового результата государственных корпораций», — сообщили в министерстве. По данным МВФ, Минфин планирует составить статистику по финансам госкорпораций на консолидированной основе к началу 2020 года.

Сейчас в России шесть госкорпораций, крупнейшие — это ВЭБ.РФ, «Ростех», «Росатом», «Роскосмос». Агентство S&P Global Ratings недавно назвало ВЭБ «квазибюджетным подразделением» правительства. Минфин не объясняет, почему решено включить в состав бюджетной отчетности только госкорпорации.

Госкомпании и госпредприятия

Данные МВФ о количестве государственных компаний выглядят завышенными, считает директор Института стратегического анализа компании ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. «Госпредприятие — это лишь форма собственности. Они могут вести коммерческую деятельность, а могут участвовать в тендерах на госзаказ. На мой взгляд, эта рекомендация МВФ заслуживает того, чтобы ее изучить, но не так все бесспорно», — сказал он.

Николаев подчеркнул, что следует разделять разные виды государственных предприятий. Эксперт предположил, что МВФ мог включить в эту категорию и муниципальные предприятия.

Согласно данным Росстата, на начало 2019 года в России действовало 1084 акционерных общества с акциями в федеральной собственности. Количество ГУПов в федеральной собственности составляло 821. А совокупная прибыль по двум этим категориям госпредприятий за 2018 год составила около 1,88 трлн руб., или 9,7% доходов федерального бюджета.

Растущая прозрачность бюджета

Россия была одной из первых стран, которая добровольно получила оценку открытости бюджета от МВФ — в 2014 году, когда проводилось первое такое исследование, Россия по прозрачности бюджетной политики заняла лидирующие позиции среди развивающихся рынков.

С тех пор российские власти добились значительного прогресса в повышении фискальной прозрачности, отмечают в МВФ. По результатам нового анализа, проведенного в этом году, Россия по степени бюджетной открытости находится выше «середняков» из числа развитых стран Европы — чуть хуже Великобритании и немного лучше Португалии, Ирландии, Австрии.

Российская бюджетная отчетность стала более полной с ежегодной публикацией детализированной оценки налоговых расходов (налоговых льгот) и классификацией бюджетных расходов в разрезе госпрограмм, считает МВФ.
Были опубликованы первые официальные оценки нефтегазовых запасов в рублевом эквиваленте.
Фискальная политика стала более доступной для общества, после того как Минфин стал публиковать «Бюджет для граждан», содержащий бюджетные показатели и отчетность в адаптированной для неспециалистов форме. Кроме того, более половины регионов страны подключились к развитию инициативного бюджетирования (при котором граждане напрямую могут влиять на расходование определенной части местных бюджетов).
Помимо этого МВФ отмечает публикацию Минфином долгосрочного бюджетного прогноза до 2036 года.

Прозрачность бюджетной политики в целом положительно сказывается на эффективности управления государственными доходами и стоимости госзаимствований, а также снижает возможности для коррупции, подчеркивается в материалах МВФ. В пресс-службе Минфина пообещали, что ведомство будет «и в дальнейшем работать над повышением бюджетной прозрачности, совершенствованием бюджетного процесса».

Непрозрачные нацпроекты и секретные расходы

Среди аспектов бюджетной политики, которые требуют повышения открытости, МВФ выделяет непрозрачность расходов на реализацию национальных проектов и большую долю засекреченных статей федерального бюджета. Доля закрытых бюджетных расходов на национальную оборону и безопасность выросла с 10% в 2010 году до 17% в 2018 году, указывает фонд.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}