Страна Р ng.ru

О партийно-политическом фундаменте российской власти

Кремль пытается удержать системную оппозицию в "крымском консенсусе", но мешают выборы.

Попытка председателя ЦИК РФ Эллы Памфиловой убедить стороны конфликта вокруг выборов в Мосгордуму, что его можно и нужно решать в рамках действующих процедур, оказалась не слишком удачной. Но эта попытка все-таки подтвердила наличие некого интересного тренда.

Имеется в виду вмешательство федерального Центра в те проблемы, которые возникают в ходе выборов из-за решений региональных и местных властей. Это и громкая отмена Верховным судом РФ отказа в регистрации списка КПРФ в Карачаево-Черкесии, и менее заметные истории в Петербурге, где муниципальной кампанией пытаются управлять горизбирком, ЦИК, а теперь еще и суды. Уже прошло и разбирательство со снятием списка ЛДПР в Крыму.

Внутриполитический блок администрации президента стремится сохранять хотя бы видимость партийного многообразия и, понятное дело, его управляемость. Главной задачей является удержание в рамках «крымского консенсуса» системных партий – КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Но и о несистемных оппозиционерах тоже не забывают.

Последовательному выполнению этой задачи мешает необходимость параллельно обеспечивать исполнение кадровых решений президента по тем же врио губернаторов – причем в условиях рейтингового штопора «Единой России» и всех прочих властей. А главы регионов требуют права формировать под себя заксобрания и муниципальный уровень. Но именно там партии устраивают политическую борьбу, которую приходится гасить административными методами.

То есть цель – держать политическую стабильность при условии сохранения действующего режима – с виду выглядит почти недостижимой. Тем более в неважной социально-экономической ситуации, вызывающей у людей желание скорее поверить какой угодно оппозиции, чем власти. И клановую борьбу внутри федерального Центра никто не отменял.

Поэтому в рамках нынешнего электорального периода что-либо сделать уже, видимо, не удастся. А по его окончании и в его результате те системные партии, которые вместе с ЕР являются опорой власти, очевидно, только усилят оппозиционный крен. Но тем, кто отвечает за политику, все же придется сесть и немного подумать. Например, о том, что в период предстоящей трансформации режима иметь на руках карты в виде слабеющей ЕР и множества окрепших оппозиций – это какой-то бесперспективный пасьянс.

Это значит, что пришла пора принимать стратегические решения, которые будут расширять базу поддержки власти. Кстати, в обыденной жизни почему-то всем понятно, что основательное здание на тонких опорах не устоит, а вот широкий и хорошо заглубленный фундамент – это как раз то, что надо. Но по поводу партийно-политического обустройства государства существуют странные иллюзии, что, мол, удастся обойтись без затрат на капитальные сооружения.

Если говорить конкретно, то, во-первых, надо бы расширить круг тех партий, которые власть будет считать системными. Например, включить в него часть тех, которые пока подрабатывают спойлерами на выборах. Во-вторых, Кремлю, вероятно, необходимо что-то решать с теми формальными сторонниками власти на местах, которые ради защиты своих финансовых интересов провоцируют политические скандалы федерального масштаба.

В-третьих, видимо, следует все-таки отказаться от назначения врио губернаторов за год до выборов. Стремление оправдать доверие победой чаще всего приводит к ликвидации какой-либо конкуренции, а значит, высушиванию политической жизни региона. Понятно, что досрочного назначения требуют различные группы влияния. Но их вполне можно было бы убедить в том, что верные им люди найдутся и среди тех кандидатов от оппозиции, которые выиграют в честной и беспощадной борьбе. 

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}