Страна Р екатерина Винокурова znak.com

«Единственной возможностью достучаться представляется протестный митинг»

Жители Подмосковья пожаловались Кудрину и Чайке на строительство дороги за десятки миллиардов.

Жители Мытищ, а также ряда поселений Мытищинского и Пушкинского районов Московской области намерены обратиться в Счетную палату, Генпрокуратуру и Следственный комитет для проверки соглашения о строительстве новой автодороги. По плану правительства Московской области, новая платная дорога «Виноградово — Болтино — Тарасовка» соединит Дмитровское и Ярославское шоссе, однако разрежет надвое ряд поселений, часть домов придется снести. Уже полгода жители проводят акции протеста против проекта.

История конфликта

В феврале 2018 года на сайте правительства Московской области было опубликовано распоряжение о целесообразности заключения концессионного соглашения в отношении строительства автомобильной дороги «Виноградово — Болтино — Тарасовка» между правительством региона и ООО «Четвертая концессионная компания». Согласно тексту распоряжения, речь идет о платной дороге длиной 16 километров и шириной в 4 полосы, которая должна быть построена к 2022 году. Дорога пройдет по северу Подмосковья от московского микрорайона Северный до автомобильной трассы М-8 Пушкинского района.

По закону региональные власти имеют право строить платные дороги регионального и даже межмуниципального значения, однако подобных прецедентов в России пока не было.

Газета «Ведомости» отмечала, что концессионер является крупным подрядчиком «Газпрома» и что контракт заключается на крайне выгодных для него условиях. Предварительная смета строительства дороги (до утверждения проекта Главгосэкспертизой) оценивалась в 27,4 млрд рублей в ценах 2017 года — это был базовый вариант в проекте концессионного соглашения, опубликованного на torgi.gov.ru. 75% должен вложить инвестор, еще 25% на этапе строительства — государство. Вложив в стройку более 20 млрд рублей, инвестор рассчитывает на выручку минимум 67 млрд рублей до 2032 года, следует из проекта соглашения. Если планы не сбудутся, то большую часть потерь восполнит регион: он гарантирует инвестору выручку в 46 млрд рублей при строительстве дороги в срок. Если стройка затянется, то компенсация вырастет, например, до 61 млрд рублей при задержке на три года.

Проект планировки платной дороги официально опубликован на сайте правительства Московской области еще в 2014 году. Дорога запланирована без светофоров, движение общественного транспорта по ней не предусмотрено, то есть речь идет о скоростной магистрали, похожей на платный дублер Ленинградского шоссе, из-за которого пришлось со скандалом вырубать деревья Химкинского леса, что принесло подмосковному правительству немало проблем.

Итоговая сумма соглашения и смета на строительство сильно выросли. Согласно ответу замминистра транспорта Московской области на обращение граждан по поводу целесообразности и стоимости проекта (есть в распоряжении редакции), итоговое концессионное соглашение предусматривает расчет необходимой валовой выручки за 11 лет, она составляет 67,1 млрд, включая возмещение стоимости проектирования, строительства, операционных затрат на дорогу.

Собеседник в правительстве Московской области пояснил Znak.com, что такой перерасчет получился с учетом падения рубля. Это же обстоятельство, по словам собеседника, заставило правительство региона выбрать не вариант строительства дороги собственными силами с наймом подрядчика, а вариант концессии на 11 лет. По расчетам правительства региона, если бы дорогу строили своими силами со сроком строительства три года, прямые затраты составили бы около 40 млрд рублей. А если разделить выплаты концессионеру на 11 лет и если рубль продолжит слабеть, для госбюджета получится экономия.

Аргументы жителей

Жители считают, что в данном проекте со стороны властей Московской области допущены злоупотребления должностными полномочиями и нецелевое расходование бюджетных средств в особо крупном размере. По их мнению, проектом следует заняться правоохранительным органам.

В своем письме в Счетную палату, главе Совета при президенте по правам человека Михаилу Федотову, в Генпрокуратуру и Следственный комитет жители пишут, что если фактический трафик автотранспорта будет соответствовать прогнозам концессионера (от 24,6 до 33,8 тысячи автомобилей в сутки), общая сумма возмещения составит 65,6 миллиарда рублей (с учетом инфляционных коэффициентов, заложенных в концессионном соглашении). Таким образом, общие расходы бюджета Московской области на реализацию проекта составят 65,6+7,7 = 73,3 миллиарда рублей, что в 2,7 раза превысит стоимость строительства. Жители при этом ссылаются на экспертизу проекта данной автодороги, проведенную ФИЦ ИУ РАН, согласно которой реальный трафик будет меньше: 10-13 тысяч машин в сутки, а при таком трафике сумма возмещения концессионеру составит 78,3 млрд рублей, а общие расходы бюджета Московской области за 11 лет составят более 80 млрд рублей. 

Таким образом, пишут жители, прямые расходы областного бюджета на его реализацию превысят фактическую стоимость строительства в 2,7-3,1 раза, что можно счесть нецелевым расходованием бюджетных средств. 

Есть у проекта и другие риски, отмечают жители, так как текущая трассировка дороги во многих местах затрагивает зоны санитарной охраны водоемов, формирующих источник питьевого водоснабжения столицы и ближайшего Подмосковья, в том числе Клязьминского и Учинского водохранилищ, и проходит по зоне санитарной охраны водоснабжения Москвы.  Также по текущему проекту дорога должна пройти по территории Хлебниковского и Пироговского лесопарков, фактически оставшихся единственными крупными лесными массивами в северной части ближайшего Подмосковья, что нарушает Лесной кодекс.

Наконец, от строительства пострадают и жилые поселки, так как часть домов простых людей пойдет под снос, а сама трасса разделит их надвое, фактически разрушив цельное поселение.

«Администрация Московской области продолжает игнорировать все результаты независимых экспертиз и рекомендации Общественной палаты РФ, закрывает глаза на грубые нарушения действующего законодательства, отрицательные заключения Роспотребназора и отсутствие согласований Комитета лесного хозяйства и других контрольных органов. Несмотря на массовые протесты населения, администрация Московской области продолжает продвигать реализацию проекта и заключила указанное выше концессионное соглашение. Есть все основания полагать, что единственный фактор продвижения данного проекта — это нецелевое расходование бюджетных средств, заложенное в заключенном концессионном соглашении», — гласит письмо, имеющееся в распоряжении Znak.com.

Жительница поселка Пирогово Марина Боровских говорит, что жители поселков, чьи интересы затрагивает строительство трассы, готовят бумаги для обращения в суд.

«Мы пытались искать общий язык с правительством Московской области, но они просто недоговороспособны. Мы ходили на заседания Общественной палаты Московской области, но поняли, что там тратят наше время впустую. Еще в прошлом году на общественных слушаниях по поводу Генплана поселения Мытищи люди говорили, что нам не нужна ни эта дорога, ни новая жилая застройка, тем более что ее планируется вести во второй зоне санитарной охраны, где вообще нельзя вести жилую застройку. Но нас не слушают, и Генплан в итоге приняли без учета мнения жителей», — говорит Боровских.

Аргументы властей 

Znak.сom направил запрос в министерство транспорта Московской области, чтобы прояснить ситуацию и узнать мнение властей об аргументах жителей.

«Инвестиции в проект составят более 30 млрд рублей. Капитальный грант из бюджета Московской области — 7,7 млрд руб… Заключенное концессионное соглашение отвечает всем требованиям законодательства. […] Кроме того, при разработке соглашения был изучен аналогичный опыт федеральных проектов, где также предусмотрено возмещение концедентом расходов», — гласит ответ на вопрос о суммах, которые потратят из бюджета.

В правительстве Московской области также отмечают, что органы местного самоуправления перед согласованием документации по планировке территории автомобильной дороги проводили консультации с общественностью, жителями, депутатами поселений, по результатам которых в документацию был внесен ряд существенных изменений — например, строительство тоннеля перед Ярославским шоссе, а также дублёров основной магистрали.

 «Также в интересах жителей Тарасовское и Черкизово Пушкинского района Московской области и в целях обеспечения транспортных связей, а также бесперебойного и устойчивого транспортного обслуживания населенных пунктов, находящихся по разные стороны… в проекте предусмотрены проектные решения по строительству, реконструкции и ремонту улично-дорожной сети», — говорится в ответе Минтранса Московской области. Чиновники говорят, что проектом будет предусмотрены мероприятия по сохранению животного и растительного мира, а выбранный вариант трассы является оптимальным с точки зрения минимализации экологического ущерба. Будут соблюдены все гигиенические нормы, проект согласован с МУП «Мосводоканал», подчеркнули в Минтрансе.

Министерство говорит, что новый проект планировки трассы максимально оптимизирован, чтобы затронуть интересы как можно меньшего количества людей, а у тех, чьи дома подпадут под будущую дорогу, собственность выкупят по рыночной цене.

«Ввод в эксплуатацию автомагистрали кроме прямых социально-экономических эффектов даст и дополнительные косвенные, которые окажут положительное влияние на экономику, развитие социальной сферы», — считают в правительстве. 

Собеседник в правительстве Московской области говорит, что строительство такой дороги необходимо, потому что иначе проблему с пробками на Ярославском шоссе не решить, тем более что близ этой трассы планируется построить новые жилые поселки и количество жителей, ездящих ежедневно по этой трассе на работу в Москву, вырастет на несколько десятков тысяч человек. Дорога фактически станет дублером МКАД. При этом, так как в Московской области строится одновременно более 40 дорог, своими силами без привлечения дополнительных инвесторов власти региона выделить необходимую сумму не смогут, поэтому вариант концессии оказался оптимальным. 

Что касается трассировки, то пришлось искать баланс между необходимостью вырубки части леса и интересами жителей поселений. Построить же дорогу под поселениями, тоннелем, экономически просто невозможно, поясняет этот же собеседник.

«При этом, если жители предложат компромиссное решение, которое не повлечет удорожания стоимости проекта в разы, мы всегда готовы пойти с ними на диалог, посмотреть все на месте, все обсудить», — добавляет собеседник издания.

«Пока они, условно, не перекроют Ярославское шоссе, их не услышат»
Член Общественной палаты Глеб Кузнецов считает, что властям Подмосковья стоит искать компромисс с жителями, недовольными проектом дороги.

«Ситуация, к сожалению, для Московской области типичная, — говорит Кузнецов. — Есть проект — межрайонная дорога ( почему то платная) — через густонаселенный район исторических поселений, что вызывает недовольство жителей. С ними при этом не разговаривают, коммуникации нет. Местные жители объединяются и радикализируются, начинают готовиться к протестным действиям и анализировать документы по стройке. Люди пытаются донести свою позицию до региональной власти не первый месяц, но с ними не ведут диалог. В итоге из ситуации, где был возможен компромисс, вырастают серьезные претензии гражданского общества, которое набирает силу для активных протестных действий», — говорит Кузнецов.

По его словам, помимо самого факта стройки, создающей неудобства и разрушающей исторические связи, возникают претензии по деньгам, обвинения в коррупционном характере проекта и так далее. «И людей можно понять. Небольшая, идущая фактически из ниоткуда в никуда дорога за десятки миллиардов с госгарантией инвестору — в то время, когда по стране идет обсуждение пенсионного возраста, а государство говорит о том, что у него не хватает денег, выглядит плевком в лицо этому самому гражданскому обществу. При этом весь протест, все расследования и обвинения выросли просто из нежелания властей вести диалог. Сегодня жители говорят, что единственной возможностью достучаться до власти является протестный митинг, и пока они, условно, не перекроют Ярославское шоссе, их не услышат», — рассуждает Кузнецов.

 

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}