Страна Р Владислав Гордеев, Дмитрий Окрест rbc.ru

Литераторы обратились к Кузнецовой с открытым письмом о «стыдных» книгах

В открытом письме Анне Кузнецовой педагоги и писатели обвинили референтов, готовивших ее выступление о детских книгах, которые «даже взрослым показывать страшно», в плохой работе: список был взят с юмористических сайтов.

Профессионалы в области детской литературы обратились с открытым письмом к уполномоченному по правам ребенка Анне Кузнецовой, в котором дали свою оценку приведенному ею списку детских книг, которые «даже взрослым показывать страшно». Письмо уже подписали около 150 писателей, критиков, редакторов, поэтов, научных работников и учителей.

«1 февраля на всероссийской видеоконференции «Этика безопасного поведения в интернете: роль и возможности библиотек» в Российской государственной детской библиотеке вы рассказали слушателям о 16 книгах, которые ни в коем случае нельзя рекомендовать детям. <...> На фотографиях с вашей презентации, опубликованных в СМИ, видно несколько иллюстраций из популярной анонимной подборки «16 шедевров современной детской литературы, которые даже взрослым показывать страшно», которая, по-видимому, и стала основой для вашего выступления», — говорится в письме, которое опубликовано в Facebook-аккаунте педагога и критика Ксении Молдавской.

Авторы послания предположили, что «выступление просто плохо подготовлено кем-то из ваших референтов», которые скачали эту подборку с одного из низкопробных сайтов.

В письме говорится, что материалы, собранные в фольклорных и диалектологических экспедициях, не являются детской литературой, а предназначены для филологического и этнографического анализа. «Нельзя считать, что если записанный исследователями текст «Бычок-дристунок» — сказка, то предназначен он для детей», — говорится в послании.

Также в письме перечислены упомянутые омбудсменом произведения, которые не относятся к современной детской литературе, а вырваны из контекста своего времени и написаны много лет назад. Так, книга «Веселая трава» была опубликована в 1975 году, когда связанные с марихуаной ассоциации не приходили никому в голову. Книга Савелия Низовского и Давида Плаксина «Как царь ушел в девочки» относится к традиции литературы абсурда и неотделима от творческой атмосферы ленинградского андеграунда 1990-х годов. «Стихотворение Игоря Иртеньева, написанное в 1991 году, — уже история литературы, а не ее современность», — говорится в письме.

«Но есть среди возмутивших вас произведений и настоящая классика. Так, четверостишие «Кот Антошка прыг с окошка…» — это строфа из стихотворения Сергея Михалкова «Грипп». «В список 16 книг, который лег в основу вашего выступления, включена даже иллюстрация к сказке Корнея Чуковского «Тараканище» — к хрестоматийной строчке «Волки от испуга скушали друг друга», которую анонимный автор подборки, вероятно, даже не узнал», — утверждают авторы послания.

«В своем выступлении вы подошли к детской литературе по-взрослому прямолинейно. Вы отказали детской книге в праве на игру, на шутку, на множественность невинных смыслов, но добавили смыслов, детству не свойственных, маргинальных — отыскав подтексты из мира наркозависимых, из криминального мира, сводя сказку к грубой шутке», — заявили профессионалы детской литературы.

Свои мысли о состоянии современной детской литературы Кузнецова высказала 1 февраля во время выступления на конференции в Российской государственной детской библиотеке. В список, представленный Кузнецовой, вошли 16 книг, о которых, как заявила омбудсмен, ей было «стыдно говорить».

 

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}