Страна Р

КАК НАМ РАСПУСТИТЬ ГОСДУМУ

Сегодня в "Независимой газете" была опубликована статья, в которой со ссылкой на источники в президентской администрации и аппарате фракции "Единая Россия" в Госдуме предвещается "добровольный" роспуск нижней палаты парламента весной следующего года. Подобные слухи имеют несомненную PR-составляющую, что, однако, не делает перспективу роспуска нижней палаты парламента менее актуальной. Сам факт появления этих слухов с их активным обсуждением свидетельствует о существовании проблемы-2008: времени переизбрания нового президента.

Существуют как юридические, так и политические основания для роспуска Думы. Причем первые оказываются в полной зависимости от последних, являясь формальными поводами для реализации политических задач. Как явствует из российской конституции, Госдума может быть распущена президентом в случае троекратного отклонения кандидатуры председателя правительства, а также в результате вынесения вотума недоверия правительству. Первый вариант в принципе маловероятен, потому что это означало бы, в первую очередь, свидетельство провала кадровой политики российского президента, а также невозможность договориться с нижней палатой парламента. В этом случае в обществе сразу же заговорили бы об ослаблении политического влияния Владимира Путина, что в данный момент для власти недопустимо.

Во втором случае Дума может быть распущена после выдвижения вотума недоверия правительству России, в случае если президент поддержит правительство, а Дума через три месяца вновь примет решение о вотуме. Кроме того, возможен и другой вариант этого сценария, когда само правительство ставит перед Думой вопрос о доверии: тогда президент может принять решение о роспуске нижней палаты парламента (если она выразит недоверие) в течение 7 дней.

Наконец, существует и сценарий самороспуска, когда большинство депутатов Госдумы принимают решение о досрочном сложении полномочий. Однако этот вариант также маловероятен: в публичном пространстве это будет лишено всякой логики, а репутация нижней палаты может вообще приблизиться к своим минимальным значениям.

Поэтому если Кремль поставит перед собой политическую задачу переизбрания Госдумы, то, скорее всего, процедура роспуска будет связана с процессом выражения недоверия кабинету министров. Для этого есть два основания, и первое из них недостаточно высокая эффективность самого правительства, которое последнее время подвергается критике сразу с нескольких сторон. Например, недавно советник президента по экономической политике Андрей Илларионов обвинил кабинет министров в отказе от проведения либеральных реформ. Фракция "Родина" после трагедии в Беслане предложила вынести вотум недоверия правительству, обвинив именно кабинет министров в неспособности противостоять террористической угрозе. Кроме того, на экспертном уровне правительство также часто критикуется за бездействие и внутреннюю противоречивость. Иными словами, в публичном пространстве вполне могут быть найдены основания для того, чтобы такой вотум недоверия появился. Второе: выбор президента между правительством и Госдумой в пользу первого будет трактоваться населением более позитивно: в России изначально доверие к депутатам было ниже, чем к структурам исполнительной власти.

Однако все вышеописанное касается вопросов юридических оснований роспуска, а также формата "продажи" роспуска населению. Гораздо важнее понять политические мотивы подобного шага. Как пишет "Независимая газета" со ссылкой на источники в кремлевской администрации и фракции "Единая Россия", роспуск преследует цель сформировать нижнюю палату парламента по новой избирательной системе. Как известно, президент внес на рассмотрение Госдумы законопроект о реформе избирательной системы: от смешанной планируется перейти к пропорциональной. С одной стороны, это может оказаться на руку оппозиции, в частности КПРФ, которая при такой системе получила бы в нынешней Думе больше голосов. Кроме того, такая система вовсе не выгодна самой "Единой России", которая не сумела бы сформировать конституционное большинство.

Однако, с другой стороны, новая избирательная формула создает предпосылки для создания управляемой партийной системы. До последнего момента Кремль делал ставку на одну партию, "Единую Россию", в которую удалось "сбить" множество самых разных депутатов, отличающихся порой кардинально по своим идеологическим ориентирам. Управлять такой партией очень трудно, и весь механизм держится на высоком рейтинге российского президента. Сейчас можно прогнозировать, что на второй президентский срок Владимира Путина придется очень много непопулярных решений, которые не пройдут бесследно для рейтинга. Это и монетизация льгот, и реформа образования, здравоохранения, военная реформа и т.д. Политические последствия потенциального роста социальной напряженности могут привести к размежеванию внутри партии "Единая Россия", а, следовательно, потере конституционного большинства.

Если же на смену нынешней моноцентрической системе "партии власти" придут несколько партий, различных по уровню своего патриотизма, по пониманию государственной роли в экономике и социальной сфере, то Кремль сможет претендовать на более широкий спектр социальной поддержки управляемых политических партий. Иными словами, в сумме они вполне смогут получить то же конституционное большинство, что и нынешняя "Единая Россия". Причем смысл управляемой партийной системы состоит в том, что все эти партии поодиночке не смогут существовать без патронажа Кремля, а значит, они будут вынуждены играть "по правилам". Ныне же Кремль находится в зависимости от единства "Единой России" и необходимости постоянно держать ее "ежовых рукавицах".

Все это становится актуальным к 2008 году, когда пройдут следующие президентские выборы. Если Госдума не будет распущена и переизбрана, то за полгода до президентских выборов должны будут пройти парламентские. А это - потенциальная дестабилизация политической обстановки в стране, ее повышенная динамичность и рост политических рисков. На фоне прогнозируемого падения президентского рейтинга планы Кремля и президента могут оказаться под угрозой. Поэтому вполне могут иметься основания для того, чтобы обсуждать перспективу переизбрания Госдумы по новой избирательной системе.

Однако все это вовсе не означает, что такой план будет реализован. Скорее всего, это лишь один из проектов, причем даже не приоритетных. Ведь создание управляемой партийной системы может обернуться в условиях ослабления социальной базы Владимира Путина еще большей головной болью, чем управление одной партией "Единая Россия". Более того, слухи о предстоящем роспуске Госдумы (или самороспуске) противоречат другим слухам - вероятной отставке правительства России до конца этого года. Тем не менее, для некоторых оппозиционных политических сил вероятность роспуска Госдумы может рассматривать как новый шанс прохождения в Думу, хотя в то же время искусственное нагнетание обстановки с якобы предстоящим роспуском может оцениваться и как превентивная мера по недопущению такой перспективы.

http://www.politcom.ru/2004/gvozd478.php

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}