Страна Р Ирина Алкснис vz.ru

У следствия есть реальные причины интересоваться Серебренниковым

Истерика творческой интеллигенции, разразившаяся по поводу обысков в «Гоголь-центре», показательна как реакция самозащиты со стороны группы, считающей себя неприкосновенной. Это особенно заметно, если подробнее изучить те эпизоды хищения государственных средств, которыми занимается следствие.

коррупция, искусство, современное искусство, уголовное дело

За последние годы кто только не становился объектом разработки правоохранительных органов в России – губернаторы, федеральные министры, руководство Спецстроя чуть ли не в полном составе и даже, страшно сказать, Шакро Молодой. А еще были генералы полиции, Следственного комитета и ФСБ.

«Вот уже сорок лет творческая общественность мира то гневно обличает, то слезно просит США ослабить хватку в отношении великого кинорежиссера современности Романа Полански»

Однако редко когда следственные действия вызывали столь бурную реакцию, больше напоминающую истерику, со стороны некоторых представителей российского общества. Истерика вот уже второй день наблюдается в связи с приходом правоохранителей в московский театр «Гоголь-центр» и ряд других культурных учреждений. Притом что дело-то вполне банальное и даже, можно сказать, привычное – появились вопросы к расходованию выделенных бюджетных средств. По существу, ровно то, за что в итоге разогнали Спецстрой, разве что масштаб поменьше.Причина бурной реакции вполне очевидна. В фокус внимания правоохранителей попал художественный руководитель театра и один из самых известных современных российских режиссеров Кирилл Серебренников. Пафос возмущения прогрессивной общественности укладывается во фразу: «Руки прочь от Творца!».

Это, в свою очередь, вызвало не меньшую, а, пожалуй, даже большую волну негодования у другой части российского общества, которая возмутилась претензией творческой интеллигенции на неприкосновенность.

Однако не стоит считать, что в этом артистическое сообщество России отличается от своих собратьев на остальной планете.

Вот уже сорок лет (ровно сорок – с 1977 года) прогрессивная творческая общественность всего мира то гневно обличает, то слезно просит Соединенные Штаты Америки ослабить хватку в отношении великого кинорежиссера современности Романа Полански. Однако американская Фемида неумолима и твердо стоит на позиции, что талант и всемирное признание не является поводом (и тем более причиной) для освобождения от ответственности перед законом.

К тому же нельзя не заметить, что, в отличие от Полански, за которым числится изнасилование несовершеннолетней с использованием алкоголя и наркотиков, к Серебренникову у российских правоохранителей возникли вопросы по куда менее тяжкому делу. Речь идет о «шалостях» с бюджетными средствами в руководимых им организациях, и российский режиссер интересует следствие как свидетель. Во всяком случае пока.В любом случае ситуация весьма интересна и стимулирует разобраться в ней подробнее. Фабула как минимум одного эпизода достаточно проста и показательна.

В 2014 году Министерство культуры выделило средства на проведение фестиваля современного искусства «Платформа». Деньги на это – 66,5 млн рублей – были выделены для Автономной некоммерческой организации (АНО) «Седьмая студия», художественным руководителем (и единственным учредителем) которой является Кирилл Серебренников. Договор об этом между АНО и Минкультуры был заключен тогдашним директором департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Софьей Апфельбаум (той самой, что ныне занимает пост директора Российского академического молодежного театра и к которой также пришли правоохранители).

«Седьмая студия» в рамках подготовки фестиваля подписала договор, в частности, с ООО «Инфостиль» на общую сумму 1,28 млн рублей. Однако заказанные работы (пошив костюмов и техническое обеспечение мероприятий) проведены не были, хотя деньги за них фирма получила. Спустя несколько месяцев ООО «Инфостиль» прекратило свое существование, а Апфельбаум ушла из Минкульта.

За АНО «Седьмая студия» числятся и другие интересные сделки.

Например, на протяжении последних лет организация регулярно получала госконтракты, которые заключал с ней государственный «Гоголь-центр». Таким образом театр, которым руководит Кирилл Серебренников, отдавал подряды с бюджетным финансированием структуре, художественным руководителем и учредителем которой является тот же Кирилл Серебренников. Даже на поверхностный взгляд это выглядит как минимум конфликтом интересов (слово «коррупция» пока говорить рано).Защитники режиссера настаивают, что Серебренников полностью погружен в свое искусство, сосредоточен исключительно на творческой стороне работы и вообще не касается финансовых вопросов. Более того, уже имеют место прозрачные намеки, что, если и были какие-то махинации, то они совершались людьми, которые прикрывались именем известного режиссера, будучи уверенными, что это само по себе является гарантией их неприкосновенности.

Возможно, это действительно так.

Это тем более возможно, поскольку учредитель в АНО вполне может быть фигурой номинальной, не посвященной в деятельность структуры. Так что совсем неслучайно главный интерес следствия в данный момент вызывают бывший генеральный директор и главный бухгалтер организации.

Мораль же этой истории сводится к двум пунктам.

Во-первых, представители творческого сообщества, претендующие на неприкосновенность и впадающие в истерику на ровном месте, вызывают в общественном мнении куда больше неприязни, нежели просто воры казенных денег или склонные к обвинительному уклону правоохранители.

А во-вторых – и в главных – дайте следствию (а затем, возможно, и суду) делать свою работу.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}