Страна Р regions.ru

Русские - это не национальность, а интернациональность: парламентарии о ношении хиджаба в школах

Глава Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал предложение министра образования Ольги Васильевой о запрете ношения хиджаба в школах. Об этом он написал в своем Instagram.

Кадыров выразил сомнение, что министр образования читала Конституцию, а именно главу 2, статью 28, в которой каждому гарантируется вероисповедания. "Платок не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки, носить которую предписано Всевышним Аллахом и Пророком… Вызывает удивление, что министр вместо того, чтобы поправить местных руководителей, своё "личное убеждение" навязывает миллионам граждан… Убеждён, что тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы. Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей… Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами", - заявил он.

О том, что ученики российских школ "не должны подчеркивать свое вероисповедание атрибутами", Ольга Васильева заявила 24 января, сообщал "Интерфакс". "Я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой стараются свое отношение к вере подчеркнуть", — сказала она, комментируя запрет ученикам и учительницам школы в татарском селе Белозерье носить платки. "У нас светский характер образования", — отметила глава Минобрнауки.

Напомним, это не первый скандал, связанный с ученицами в мусульманских платках. В 2012 году учениц в хиджабах отказались пускать в школу на Ставрополье, в 2014 году религиозную одежду в школах запретил суд Мордовии, в 2016-м ученице запретили носить хиджаб в тамбовской школе, и родители в конце концов перевели ее на домашнее обучение.

Как Вы прокомментируете запреты хиджабов в школах? Чья позиция Вам ближе - Кадырова или Васильевой? - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к парламентариям.

-*-

Владимир Полетаев
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности (Республика Алтай)

Хотя я и православный человек, ничего против ношения девочками в школах хиджабов не имею. Это же не паранджа, когда лицо полностью, только кроме глаз, закрыто, в хиджабе лицо отрыто, что важно. Поэтому пусть носят, если их вера предполагает такую одежду.

Тем более, по Конституции у нас свобода вероисповедания: у каждого человека есть право выбирать для себя ту или иную религию, которая, естественно, имеет свою атрибутику. А чтобы в многонациональном обществе разница в одежде воспринималась спокойно, надо проводить воспитательные беседы на уровне семей, школ, вузов, государства.

Вообще я бы вопрос о хиджабах в школах отдал бы на откуп регионам – пусть сами решают, не забывая, опять же, о просветительстве. Правда, здесь есть один важный момент для тех субъектов, которые примут положительное решение. Касается он ЕГЭ. Поясню. Эти регионы должны понимать, что им придется понести дополнительные расходы на установку специальной системы, подавляющей сотовые, радиосигналы, по-простому "глушилки", поскольку под хиджабом очень удобно спрятать микронаушники, да и побольше тоже, с помощью которых можно получать ответы на вопросы ЕГЭ, которые кто-то будет надиктовывать.

Чтобы таких эксцессов не было, надо предусмотреть защиту. А то у нас северокавказские республики вновь будут выдавать сплошных стобальников.
-*-
Екатерина Лахова
Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-2014). Член «ЕР»

В этом вопросе я полностью на стороне Ольги Васильевой. А про конституционную норму о свободе вероисповедания никто и не забывал – у нас же нет принуждения к той или иной религии. Но министр правильно обратила внимание, что в России образование носит светский характер. Мы же, по той же Конституции, – светское государство.

Кроме того, мы - многонациональное государство, поэтому дети, которые еще только развиваются и не все понимают, не должны подчеркивать определенными атрибутами свою принадлежность к той или иной вере, чтобы исключить возможные конфликты на почве "он не такой, как я".

Да и регионам, как некоторые предлагают, нельзя позволять самим решать проблему хиджабов. Здесь позиция государства должна быть четкой и единой для всех. Это будет сдерживающим фактором для отдельных республик, которые бы и не прочь всех своих школьниц нарядить в хиджабы.
-*-
Алексей Александров
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Член ЕР

Конечно, с государственной, общенациональной точек зрения нежелательно, чтобы у школьников имелись какие-то бросающиеся в глаза отличительные знаки в одежде. Но относиться к такому следует все-таки более-менее мягко, без жестких требований и правил. Ну не будет же директор школы насильно сдирать с девочки платок! Тем более такое для ребенка это станет огромной психологической травмой. Родители говорят: "Носи", а в школе не разрешают. И что делать? В медресе переходить? Не выход. Пусть ходит, если хочет сама, родители.

Платок на голове – это, в общем-то, не принципиально. Да и не надо атрибут "хиджаб" называть хиджабом – он же не паранджа, которая закрывает все лицо, что, безусловно, неприемлемо в светском обществе. Просто платок. Тем более хиджаб – это и есть платок у мусульманок. "Девочка в платке" - звучит обычно, внимания не привлекает. Если вдруг какой-то мальчик иудейской веры решит ходить в школу в кипе – пусть, ничего страшного в этом нет. Если у другого мальчика в школе начинает расти борода, и он решает не сбривать ее из каких-то религиозных соображений – пусть не сбривает. Но параллельно нужно разъяснять всем школьникам, что к чему: очень деликатно, чтобы дети не чувствовали разделения.

Нет ничего страшного и в сочетании обязательной для ношения школьной формы (сейчас во многих школах есть своя форма) с платком, кипой и т.д. Однако неправильно, если девочка в платке или мальчик в кипе начнут выступать против школьной формы – в этом случае школа не должна им потворствовать.

На мой взгляд, препятствий, чтобы договориться, найти золотую середину, нет. Россия – самая лояльная страна, у нас самые добрые отношения между национальностями – так исторически сложилось. Вообще русские – это не национальность, а интернациональность. Русские – это объединяющее начало не только в нашей стране, но и в мире: русские мусульмане, русские иудеи, русские буддисты, русские башкиры, русские татары, русские чеченцы, русские израильтяне, русские немцы. Русские – это все те, кто живет на территории России, за границей, уехав от нас, кто говорит и думает на русском.

Вообще я считаю, что все добрые люди на Земле – это русские, а все недобрые – не русские. Надеюсь, меня никто не обвинит в национальной гордости великороссов.
-*-

Александр Старовойтов
Член комитета ГД по транспорту и строительству, фракция ЛДПР

При всем моем уважении к Рамзану Кадырову, мне все-таки гораздо ближе здесь позиция Васильевой. Действительно, нужно исходить из того, что у нас светское государство, и мы должны продолжать развиваться в этом направлении.

Если в области школьного образования идти в угоду национальностям, проживающим в РФ, то и на территории той же Чечни, где живут не только чеченцы, одни будут приходить в школу в хиджабах, а другие – в каких-то своих национальных одеждах.

Образование – это та сфера, где было бы, наверное, неправильно акцентировать внимание на национальной и религиозной принадлежности. В школу дети приходят прежде всего для того, чтобы получать необходимые им знания. Если же в дальнейшем они захотят позиционировать себя людьми религиозными, что можно только приветствовать, то для этого в нашей стране им предоставляется масса других мест и возможностей.

Лично я не вижу позитива в том, если где-то одни школьники будут приходить на занятия в хиджабах, другие в облачении, скажем, ортодоксальных евреев, третьи – в русских национальных костюмах и т.д. Я все-таки сторонник того, чтобы в школах дети носили школьную форму, чувствуя себя на равных друг с другом и не забивая себе с детства голову тем, кто какого вероисповедания или национальности. Мне кажется, их взаимоотношения должны строиться исключительно на общечеловеческих ценностях, на принципах уважения друг к другу. А уже в дальнейшем такие отношения могут гарантировать взаимное уважение и к религиозным, и к национальным чувствам.

Я согласен с Рамзаном Кадыровым, что помимо вопроса о хиджабах у нас есть масса других проблем в образовании, на которые нужно обращать серьезное внимание. Но и обходить вниманием тему хиджабов, коль скоро возникла такая дискуссия, было бы тоже неправильно. При всем при том, что ислам является религией добра и высоких духовных начал, современные реалии таковы, что вид женщины в хиджабе далеко не у каждого светского человека вызывает позитивные, спокойные эмоции. Поэтому, чтобы не допускать излишней напряженности в обществе, и без того переполненном различными социальными стрессами и фобиями, проблему эту нужно всесторонне обсуждать и искать по ней разумный компромисс.
 

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}