Страна Р Андрей ГУЛЮТИН newizv.ru

ЖИЗНЬ БЕЗ ЛЬГОТ

Массовых акций протеста по поводу монетизации больше не будет – каждый останется один на один со своими проблемами.

Январь 2005. Так страна встретила печально знаменитый 122-й закон.

На протяжении всего года в публикациях под заголовком «Жизнь без льгот» мы регулярно отслеживали, как на деле выполняется закон о монетизации. А сегодня о реализации 122-го закона (о замене льгот денежными выплатами) в рамках «правительственного часа» отчитаются перед депутатами министр финансов Алексей Кудрин, глава Минсоцздрава Михаил Зурабов и глава Министерства регионального развития Владимир Яковлев.

Массовых народных волнений, которые прокатились по стране в начале года, вроде бы больше нет, поэтому считается, что проблема монетизации худо-бедно утряслась. Однако многие специалисты предупреждают, что худшее еще впереди.

Как заявил вчера спикер Госдумы Борис Грызлов, по истечении десяти месяцев с начала действия закона о монетизации «можно сделать вывод о том, насколько правительство своевременно принимало решения, которые требовались для обеспечения его исполнения». Глава нижней палаты парламента признал, что плохое обеспечение бесплатными лекарствами еще «будоражит» льготников, однако, по его мнению, проблемы с исполнением закона в целом остались в прошлом.

Опросив представителей депутатского корпуса, «Новые Известия» сделали вывод, что далеко не все народные избранники разделяют оптимизм спикера Госдумы. Даже его соратникам по фракции, оказывается, есть что предъявить исполнительной власти. Как выяснили «НИ», наибольшие претензии депутатов вызывает как раз не само содержание закона, а его реализация.

Речь, в частности, идет о разделении финансирования льготников между бюджетами. Напомним, что в соответствии со 122-м законом основные траты ложатся на региональные бюджеты, у которых этих средств попросту нет. Несбалансированность бюджетов, а также несбалансированность реального положения вещей и тех прогнозов, что делались Минфином, – вот основные претензии к чиновникам.

Острейшая, по мнению многих думцев, проблема состоит в том, что предусмотренные законом денежные выплаты полностью съедаются ростом цен. «Инфляция, ложащаяся на плечи льготников, значительно выше средней по стране, – рассказала «НИ» член комитета Госдумы по бюджету и налогам Любовь Швец. – Ведь эти категории граждан оплачивают исключительно лекарства, продукты питания и услуги ЖКХ, и их не интересуют, скажем, шмотки, цены на которые снижаются посезонно». По ее словам, реальная инфляция для льготников в среднем по стране составляет не менее 30%. И это лишь одна сторона медали.

Этой осенью большинство льготников во многих регионах отказались от так называемого социального пакета, в который входили бесплатные лекарства и санаторно-курортное лечение. Причем выбор в пользу денег был сделан в наименее благополучных регионах, то есть как раз там, где необходимых средств на выплаты точно не найдется. По словам г-жи Швец, монетизация планировалась в связке закона о местном самоуправлении. «В результате принятие закона отложено, – констатирует депутат. – Но в качестве эксперимента он уже работает в Новосибирской области и Ставропольском крае, в остальных регионах он будет внедрен к 2009 году». И именно эти два «экспериментальных» региона, по прогнозам г-жи Швец, ждут в будущем году наибольшие проблемы.

Как отмечают многие эксперты, в ходе исполнения 122-го закона проблемы не решались в комплексе, а лишь «латались» на скорую руку. Зампред партии «Яблоко» Сергей Митрохин напомнил «НИ», как в начале этого года, чтобы «утихомирить бунтовщиков, россиянам кинули кость в виде возвращенных льгот». «Сколько при этом было потрачено бюджетных средств, не говорится», – отмечает г-н Митрохин. В любом случае, считает он, «проблема не решена даже наполовину», и, по его прогнозам, кризисная ситуация наверняка повторится, только в гораздо больших масштабах.

По словам члена думского комитета по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, «система льготного обеспечения лекарствами провалилась полностью». Она полагает, что развернуто комментировать ситуацию даже нет необходимости, «достаточно спросить у самих льготников». Кроме того, утверждает депутат, налицо неравенство льготников. «Существует разница в обеспечении федеральных и нефедеральных льготников, как в денежном компенсировании, так и в лекарственном обеспечении, – сказала «НИ» г-жа Дмитриева. – Например, в некоторых регионах местные льготники лучше обеспечены лекарствами, но зато лишены того, что имеется у федеральных».

Однако массовых волнений вроде тех, что прокатились по стране в начале этого года, по мнению опрошенных «НИ» специалистов, не повторится. Дело в том, что новые проблемы возникнут не одновременно у всех, как это уже было, а постепенно, персонально у каждого льготника.

ПРОБЛЕМЫ / ПОСЛЕДСТВИЯ

Российское правительство до сих пор не может хотя бы сосчитать льготников. По словам руководителя Федеральной службы надзора в сфере здравоохранения и социального развития Рамила Хабриева, «их количество колеблется между 13 и 14 миллионами». В регионах же, по его мнению, количество льготников явно завышают. («НИ» 10 ноября 2004 года)
В апреле 2005 года глава Минсоцздрава Михаил Зурабов говорил, что в федеральном реестре льготников находилось 15,3 млн. человек, и шло «небольшое естественное увеличение количества льготников в связи с установлением инвалидности». В октябре 2005 года численность федеральных льготников определялась в 14,2 млн. человек. В сентябре мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление о создании нового реестра столичных льготников, так как данные московских и федеральных властей о численности имеющих право на льготы расходятся на десятки тысяч.

Объем социальных льгот в дореформенном 2003 году составил 2,8 трлн. руб., или 21,5% ВВП. Сопоставляя потенциальный объем расходов на льготы с показателями бюджета, можно констатировать, что для полного покрытия социальных обязательств государства в части льгот потребовалось бы выделить на эти цели 68,3% бюджетных средств. Реально же на предоставление социальных льгот предусмотрены расходы не более 10–15% средств бюджета. («НИ» 4 августа 2004 года)
После массовых акций протеста в январе 2005 года, связанных преимущественно с лишением бывших льготников бесплатного проезда в общественном транспорте, расходы только федерального бюджета на проведение реформы были увеличены со 150 до 550 млрд. руб. Планы улучшения состояния общественного транспорта за счет резкого сокращения числа льготников фактически провалились, так как в тех регионах, где ветеранам были выплачены деньги, только 15% из них стали пользоваться общественным транспортом.

Сложно представить, что за 350 руб. в месяц, отпущенных на медикаменты, хронически больные люди (инвалиды и ветераны чаще всего таковыми как раз и являются) смогут получать дорогие импортные препараты стоимостью по нескольку сот рублей каждый. («НИ» 5 ноября 2004 года)
Минсоцразвития в сентябре 2005 года предложило изменить порядок предоставления бесплатных лекарств, фактически отказавшись от списков. Точнее, право выписывать больным лекарства, которых нет в списке, будет предоставлено врачебным комиссиям при поликлиниках. Однако к настоящему времени, в том числе из-за проблем с обеспечением лекарствами, 46% льготников уже отказались от соцпакета или его части. Как ожидается, из выделенных на льготные лекарства в 2005 году 50,8 млрд. рублей будет израсходовано не более 25 млрд.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}