Страна Р

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫ В ИЮЛЕ 2004 ГОДА

Центр политических технологий провел свой 22-й экспертный опрос, посвященный оценке влияния российских региональных лидеров по состоянию на июль 2004 г. (результаты прошлых опросов см. "Известия", 24.10.2000, сайт www.apn.ru в феврале, апреле и июне 2001 г., сайт www.politcom.ru в сентябре и ноябре 2001 г., январе, марте, мае, июле, сентябре и ноябре 2002 г., январе, марте, мае, июле, сентябре и ноябре 2003 г., январе, марте и мае 2004 г.).

Анализ губернаторского влияния в российской политике позволяет говорить о весьма неровной ситуации. Общий рейтинг влияния губернаторов все-таки немного снизился по сравнению с маем с.г. - с 3,53 до 3,49 баллов. В то же время отдельно взятый рейтинг влияния губернаторов на федеральном уровне повысился с 3,07 до 3,11 баллов. Такие на первый взгляд странные колебания отражают быстро нарастающую неустойчивость в отношениях между федеральным центром и регионами, неустойчивость, которая характеризует начало второго срока путинского правления. На отношениях между центром и регионами безусловно сказывается усиление политической борьбы в верхах - типичное явление любого "второго срока" в новейшей российской истории. Одновременные попытки федерального центра продолжить политику централизации уже воспринимаются как покушение на коренные, жизненные интересы регионов и властвующих там элит. В этой ситуации впервые в истории путинской России губернаторы начинают активно и консолидированно выступать против тех или иных действий федерального центра, возникают т.н. губернаторские бунты. Заметно более интенсивным становится и "обычное" лоббирование региональных интересов на федеральном уровне.

Безусловно, большое значение на отношения между центром и регионами оказало рассмотрение в Госдуме пакета законопроектов, посвященных т.н. монетизации социальных льгот. Одновременно началось рассмотрение законопроектов, которые ведут к дальнейшему перераспределению финансов в пользу центра, изъятию у регионов важнейших полномочий в сфере недропользования и т.п. Увеличение "социальной" нагрузки на региональные бюджеты при одновременном сокращении региональных полномочий и изъятии некоторых налоговых источников стало стимулом для губернаторской активности на федеральном уровне. Отдельно следует обратить внимание на успешные лоббистские усилия Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, которые добились от Кремля согласия на сохранение статус-кво в Тюменской области. Даже в истории с конфликтами внутри КПРФ губернаторы в лице В.Тихонова сыграли активную роль в федеральной политике.

За прошедшие два месяца в нашем списке не появилось новых губернаторов. Рейтинг влияния и.о. президента Чечни С.Абрамова несколько вырос. Однако он все равно остался на последнем месте: в выборах 29 августа он, естественно, не участвует, и в Чечне формируется слегка обновленный политический режим во главе с А.Алхановым. Что касается Пермской области, то рейтинг влияния О.Чиркунова незначительно понизился, из чего, однако, не следует делать далеко идущих выводов. Эксперты полагают, что публичная активность О.Чиркунова со временем даст свои плоды.

Что касается лидеров нашего рейтинга, то первые места в обеих номинациях после некоторого перерыва занял президент Татарстана М.Шаймиев (на некоторое время он терял первое место по влиянию на федеральном уровне). Это событие связано с тем, что, по мнению экспертов, влияние В.Матвиенко, вырвавшейся было в лидеры по уровню влияния на федеральном уровне, стало снижаться. Зато опять несколько укрепил свои позиции губернатор Чукотки Р.Абрамович, что связано с новыми тенденциями на федеральном уровне. Активность Счетной палаты с ее расследованиями финансовых нарушений в регионе несколько затихла. В то же время после нового поворота в "деле ЮКОСа" Р.Абрамович стал рассматриваться в качестве реального претендента на часть активов этой компании. Как результат, в общем рейтинге губернаторского влияния Р.Абрамович поднялся на второе место, по влиянию на федеральном уровне - на пятое место. Кстати, по мнению экспертов, выросло и влияние на федеральном уровне омского губернатора Л.Полежаева: Омская область является одним из базовых регионов "Сибнефти", и губернатор поддерживает с компанией тесные отношения.

Продвижение Р.Абрамовича вверх в "турнирной таблице" привело к тому, что А.Тулеев переместился на третье место, а Е.Строев - на четвертое. Показательно, что по влиянию на федеральном уровне орловский губернатор занимает сейчас только 11-е место: уход с поста спикера Совета Федерации с каждым годом дает о себе знать.

Наряду с "делом ЮКОСа" большое влияние на изменения в нашем рейтинге оказала тема укрупнения субъектов федерации. Важным событием здесь стал трехсторонний договор Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, благодаря которому округа сохранили основную часть своих полномочий (хотя и пошли на передачу Тюмени некоторых полномочий и части налоговой базы). В целом договор оценивается как стратегическая победа автономных округов, тем более что с их позицией фактически согласился федеральный центр. Это в свою очередь означает, что процесс укрупнения субъектов федерации утратил свою поступательность. Безусловную победу одержал губернатор Ханты-Мансийского АО А.Филипенко, который повысил рейтинг своего влияния и вернулся в десятку лидеров. Правда, губернатор Ямало-Ненецкого АО из десятки как раз выбыл, но это эксперты объясняют его непоследовательной позицией в вопросе укрупнения. В начале года Ю.Неелов фактически солидаризировался с С.Собяниным и заявил о готовности к объединению, а в последние месяцы вновь изменил свою позицию и восстановил традиционный альянс с Югрой.

На теме укрупнения субъектов федерации выиграл и А.Хлопонин. В Красноярском крае ему удалось активизировать процесс объединения и провести достаточно успешные переговоры с центром по данному вопросу. Эксперты полагают, что федеральный центр согласился пойти на уступки (в т.ч. финансовые) Красноярскому краю, а это в свою очередь свидетельствует об эффективности лоббистской деятельности А.Хлопонина. В результате красноярский губернатор впервые вошел в состав десятки (до сих пор он входил в состав первой десятки только по влиянию на федеральном уровне, где и сейчас занял высокое второе место). Одновременно выросло влияние на федеральном уровне губернатора Эвенкии Б.Золотарева, который ведет свой торг с центром и тем же А.Хлопониным по поводу объединения регионов и будущего Эвенкии. Складывается впечатление, что его жесткая позиция в вопросах объединения дает свои плоды: например, предложения А.Хлопонина уже включают существенное продление полномочий органов власти Эвенкии - до момента объединения. В то же время влияние губернаторов тех небольших регионов, которые уже медленно, но верно ликвидируются (Г.Савельев в Коми-Пермяцком АО), или близки к тому (В.Малеев в Усть-Ордынском Бурятском АО), за рассматриваемый период снизилось.

Возвращаясь к составу первой десятки, заметим, что в ее составе остались Ю.Лужков, Б.Громов и В.Ишаев. Впрочем, позиции мэра Москвы выглядят неубедительными, если сопоставить их со значением города, который он возглавляет. За прошедшее время отмечалось немало проблем в отношениях мэрии с различными группами федерального уровня. Своего рода сигналом стал и арест бывшего заместителя руководителя департамента имущества В.Авекова. В эпицентре политической борьбы оказался и хабаровский губернатор В.Ишаев - фактический лидер "бунта" дальневосточных губернаторов, подписавших коллективное обращение к президенту, в котором выражен протест против монетизации социальных льгот. Эксперты посчитали, что влияние В.Ишаева от этого снизилось: в условиях властной вертикали бунтующих губернаторов обычно ждут неприятности. Примечательно, что на федеральном уровне по своему влиянию В.Ишаев занял только 16-е место.

Между первой и второй десятками произошел взаимообмен. Наверх поднялись А.Филипенко и А.Хлопонин, каждый из которых добился своего в процессе укрупнения регионов. Напротив, перешли во вторую десятку Ю.Неелов и В.Коков.

Следует обратить внимание на выбытие из второй десятки ярославского губернатора А.Лисицына. Он оказался в публичном конфликте с федеральным правительством и в частности А.Кудриным, что повлекло за собой проведение откровенно заказных проверок по линии Счетной палаты. Это, кстати, первый пример довольно жесткого наказания за "бунт". Несмотря на широко разрекламированный визит В.Путина по "археологическим" вопросам, не задержался во второй десятке новгородский губернатор М.Прусак. Соответственно, уже не в первый раз вошли в состав второй десятки с более низких позиций такие заметные губернаторы, как Е.Савченко и В.Позгалев.

За рассматриваемый период был отмечен спад влияния у тюменского губернатора С.Собянина. Он остался во второй десятке, но на самом краю - 20-м месте. Традиционно тюменский губернатор считается одним из самых влиятельных на федеральном уровне (например, он был содокладчиком на заседании Госсовета, стал членом новой объединенной комиссии Д.Медведева, в которую вошли члены прежней комиссии Д.Козака). В данном случае он оказался в первой десятке, но на последнем месте. Очевидно, что снижение влияния С.Собянина связано с неудачей в деле объединения области с автономными округами. Во второй десятке остались М.Рахимов и Н.Меркушкин, В.Штыров и А.Дзасохов, а также Э.Россель. Пока неясно, впрочем, к каким последствиям приведет достаточно заметное участие президента Якутии в губернаторских "бунтах". Влияние его коллеги А.Дзасохова на федеральном уровне выросло по очевидной причине: разгорающийся конфликт в Южной Осетии, в урегулировании которого А.Дзасохов играет важную роль.

В остальной части рейтинговой таблицы следует обратить внимание на ряд важных изменений. Безусловно выросло влияние приморского губернатора С.Дарькина. Его большим успехом стало избрание на пост мэра Владивостока В.Николаева, получившего полную поддержку губернатора. Незадолго до губернаторских выборов С.Дарькин, таким образом, резко усилил свое административное влияние в краевом центре. И, хотя выборы сопровождались скандалами, на позициях С.Дарькина (да и на результате выборов) это не сказалось. Кстати, С.Дарькин предусмотрительно дистанцировался от коллег-губернаторов, организовавших "дальневосточный бунт".

Заметно выросло влияние ивановского губернатора В.Тихонова, который неожиданно стал лидером отколовшейся части КПРФ, которая пытается оспорить у Г.Зюганова право на партийный брэнд. Эксперты полагают, что такое "возвышение" В.Тихонова было санкционировано Кремлем. Впрочем, это еще не означает, что позиции В.Тихонова в его регионе будут теперь усиливаться. Наоборот, незадолго до событий в КПРФ в Ивановской области начался фактический развал областной администрации с уходом ключевых фигур. Поэтому при всем росте влияния В.Тихонов остается на 80-м месте. Также не следует преувеличивать рост влияния его камчатского коллеги-коммуниста М.Машковцева: этот губернатор опережает только С.Абрамова (во время событий в КПРФ М.Машковцев занял двойственную позицию).

Усиление позиций И.Малахова можно связать как с его вхождением в новый состав президиума Госсовета, так и с постепенным укреплением позиций в регионе, где он пришел к власти только в прошлом году. Укрепляется и новый архангельский губернатор Н.Киселев, избрание которого в этом году стало одной из сенсаций. По мнению экспертов, Н.Киселев теперь готовится к установлению контроля над мэрией областного центра. С этим связывают уход в отставку его первого заместителя А.Преминина, который, как считается, будет выдвигаться на пост мэра. Также отмечается активная поддержка, которую Н.Киселеву оказывает известный выходец из Архангельска А.Вешняков.

На федеральном уровне отмечен рост влияния Д.Аяцкова, которому отчасти удалось урегулировать свои отношения с прокуратурой. Эксперты обращают внимание на тот факт, что областной прокурор А.Бондар стал теперь выступать против саратовского мэра Ю.Аксененко, который является противником губернатора. Хотя считать, что "дело Аяцкова" закрыто, рано. Политическое давление на губернатора продолжается и будет продолжаться, тем более что под ударом оказались на этот раз его супруга и управляющий делами областной администрации.

Кроме того, усилил свои позиции на федеральном уровне владимирский губернатор Н.Виноградов. Принадлежность к КПРФ не сказалась негативным образом на его позициях. Именно Н.Виноградов стал основным докладчиком на заседании Госсовета, посвященном ключевому на сегодняшний день вопросу разграничения полномочий между центром и регионами.

Из тех, кто испытал спад влияния, выделяется фигура В.Матвиенко. Так, по уровню влияния на федеральном уровне она переместилась с первого места на третье, уступив М.Шаймиеву и А.Хлопонину. Это объясняется заметным снижением стабильности в городе на фоне усиления конфликтов между политико-экономическими кланами питерского происхождения, а также рядом громких заявлений губернатора, которые не получили должной поддержки на федеральном уровне. Явно застопорился процесс передачи Петербургу столичных функций, о чем в очередной раз объявила В.Матвиенко. Неясные перспективы имеет и ее попытка привлечь в город для регистрации крупных налогоплательщиков федерального уровня. Пока отдельные крупные компании согласились лишь пополнять созданный ею Фонд развития города.

На снижение губернаторского рейтинга в некоторых случаях повлияли конфликты, связанные с крупными компаниями. Например, неопределенность в отношении ЮКОСа не может не сказываться негативным образом на позициях томского губернатора В.Кресса. Конфликт с РАО "ЕЭС России" привел к некоторому ухудшению позиций главы Хакасии А.Лебедя (в частности история с перерегистрацией Саяно-Шушенской ГЭС в Красноярском крае).

Негативным фактором является и нестабильность на Северном Кавказе. Подготовка к новым выборам президента Чечни, нападение боевиков на Ингушетию, рост напряженности в соседних Южной Осетии и Абхазии, все это не может не сказываться и на позициях региональных лидеров. Как результат, несколько ухудшились позиции руководителей прилегающих к Чечне регионов - Ингушетии и Ставропольского края.

Продолжается ослабление позиций нижегородского губернатора Г.Ходырева. Законодательное собрание преодолело губернаторское вето на законопроект, в соответствии с которым губернатор обязан согласовывать с депутатами восемь своих заместителей из 11. По мнению экспертов, подготовка к губернаторским выборам, которые должны пройти в будущем году, разворачивается крайне неудачно для Г.Ходырева. Его недавняя встреча с В.Путиным скорее всего мало что изменит. Напротив, считается, что спикер Законодательного собрания Е.Люлин, близкий к полпреду С.Кириенко, существенно укрепил свое влияние за счет этой истории. Совсем немного остается до очередных выборов ульяновскому губернатору В.Шаманову. В его случае эксперты также говорят о снижении влияния.

Не всегда удается обеспечить поступательное усиление позиций новым губернаторам. Так, противоречивые оценки получает пока губернаторство М.Евдокимова. По мнению экспертов, за прошедший период его влияние даже понизилось. То же самое относится и к рязанскому губернатору Г.Шпаку. В частности в регионе усилился конфликт губернатора с мэром П.Маматовым, которого пытаются сместить с должности. Затянувшееся формирование команды, вызывающей притом множество вопросов, типичный поствыборный синдром "революции ожиданий", все это в российской практике зачастую не позволяет новым губернаторам быстро набрать политический вес. Если же смена власти происходит более плавно, без сенсаций, новые губернаторы, наоборот, достаточно быстро "растут".

politcom.ru

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}