Страна Р Юлия РЫЖИХ rbcdaily.ru

Эксперты: Россия балансирует на грани бензинового коллапса

Опасность, что бензиновый кризис в России может повториться, вполне реальна, считают эксперты.

Эксперты: Россия балансирует на грани бензинового коллапса.

Дефицит топлива является следствием опережающего роста потребления топлива внутри страны по сравнению с ростом мощностей по переработке нефти, заявил РБК-ТВ начальник аналитического отдела инвесткомпании «Балтийское финансовое агентство» Денис Демин. Что мешает модернизации отрасли и как это отражается на россиянах?

Розничные цены на топливо медленно, но верно ползут вверх. За последние полгода они выросли примерно на 11%. И аналитики прогнозируют рост еще на 5—10%. Сдерживающие административные факторы уже не действуют, если только ФАС не будет выставлять дополнительные штрафы для нефтяных компаний, а меры экономического воздействия только загоняют ситуацию в тупик.

«Все меры, которые сейчас принимаются, не остановят рост цен на бензин, — уверен аналитик нефтегазового сектора ФГ БКС Андрей Полищук. — Необходима модернизация НПЗ, чтобы увеличить глубину переработки».

По подсчетам специалистов, если бы глубина переработки нефти в России достигла хотя бы 30%, выпуск бензина вырос бы вдвое и настолько же упала бы на него цена для потребителей. Но нефтянка по-прежнему использует столетние технологии. Модернизация — дело слишком затратное. По данным специалистов, перевод всех российских НПЗ на современные рельсы обойдется примерно в 570 млрд руб. Но главное — это не выгодно и рискованно при нынешней политике регуляторов. «Для производителей выгоднее экспортировать темные нефтепродукты для их последующей переработки в Европе, чем продавать бензин на внутреннем рынке», — говорит Денис Демин из Балтийского финансового агентства.

Давление государства на нефтяной сектор напрямую отражается на автовладельцах. Ведь именно на них нефтяники и владельцы НПЗ перекладывают свои затраты. В стоимости одного литра АИ-95 более 4,5 руб. составляет акциз, который в этом году вырос примерно на 40%. И это без учета процентов с других сборов. «Государство, которое стремилось стимулировать нефтепереработку внутри страны, этой задачи не выполнило. Так что все-таки это государство не выполнило задачу, а не нефтяной сектор», — убежден Денис Демин.

Таким образом, подчеркивают эксперты, пора выстраивать принципиально новую парадигму взаимоотношений вертикалей — властной и нефтяной. В противном случае круг не разорвать.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}