Мнение

РЕЖИМ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Слышал историю про энергореформу. Когда она затевалась, Госсовет послал челобитную. Наверх, в Кремль. Дескать, наша концепция лучше той, что двигает РАО "ЕЭС".

Бумага пришла в аппарат. Тот написал два варианта резолюции. Президент якобы выбирал между "прошу руководствоваться" и "прошу учесть при рассмотрении". Остановился на втором варианте. И поезд покатил на станцию "Чубайс"...

У нас любят рулить вручную. Задания дают все. От президента до мелкого столоначальника. А потом требуют отчетов.

Политологи говорят, что механизм временный. Законы, мол, несовершенны. Исполняются скверно. Суды плохие. Порой даже продажные. Вот и приходится начальству брать на себя. Как только исправимся - заработает правовой автопилот. Он и будет рулить. Не хуже, чем в Америке.

Верно. Но лишь отчасти. Ручное управление - часть российской государственной машины. Многолетняя. Привычная. По-моему, неотъемлемая. Со своей, кстати, бюрократией. Той, что готовит резолюции. Контролирует исполнение. Докладывает. Подшивает. Народу много. В масштабах страны - тысячи человек.

Откуда берутся поручения? Тут все зависит от стиля. Один руководитель любит читать. Приходящие бумаги. Потом берет ручку - и за дело.

Другие предпочитают готовые проекты. Их и подписывают. Тогда те, кто стоит на подаче, обретают немалый аппаратный вес. А если они рядом с президентом, то становятся влиятельными политиками. Поскольку разгоняют поток команд. Сверху вниз.

Бывает, правда, и встречное движение. Звонит, помню, реформатор. Из правительства. Жалуется. Ничего, мол, не получается. Сопротивление отчаянное. Выручайте, братцы. Попросите президента. Пусть даст мне поручение. Пожестче. Как только получу - сразу вперед. На возражения отвечу: у меня приказ. Всех сомну. Мы поняли: энтузиаст. Помогли.

Многое зависит от мастерства рулевого. Бывает, что хватается за все сразу. С самыми добрыми намерениями. Закидывает поручениями. Тогда дело плохо. Чиновники успеют разве что отписаться. А работать будет некогда.

Конечно, поручение не указ. И уж тем более не закон. Гораздо ниже. Юридически. Аппаратчик это понимает. Знает, однако, и другое: закон начинается со слова "закон", а поручение - с его фамилии. Ответственность персональная. Осознает: чужой спины нет. Чтобы спрятаться. Есть только своя собственная. По ней и получишь. В случае срыва задания. Потому старается. Часто усерднее, чем при исполнении закона.

Но сначала надо угадать желания руководства. Ведь резолюция - не повесть. Слов мало. Каждое - на вес золота. Как в стихах. Есть сложившиеся формулы. С сокровенным смыслом.

Пришла, допустим, бумага с командой "рассмотреть". Исполнитель прочитал. Вздохнул с облегчением. Поскольку делать-то ничего не надо. Ответил так, как захотел. Отчитался. Ведь рассмотрел же... И - в архив.

Начальство, между прочим, любит "рассмотреть". Удобный вариант. Когда, скажем, просьба глупая. Невыполнимая. Или решения нет. Или оно есть, да принимать неохота. Боязно. Таких случаев навалом. Да и просителя обижать незачем. Уйдет с пустыми руками - будет злиться. Еще раз придет... Лучше отправить с резолюцией.

С "внимательно рассмотреть" посложнее. Ребус. На что намекает шеф? То ли отпихивать, то ли кому-то помогать. Ошибаться нельзя. Покарает.

Встречается запись "учесть в работе". Требует уже каких-то телодвижений. Выбор - на усмотрение бюрократа. Можно замотать. Можно посодействовать. Ведь патрон не написал главное: в какой мере "учесть"...

Любой заявитель счастлив, когда получает заветное: "решить". Напрасно радуется. Не понимает, дурашка, что в поручении отсутствует сигнал. Насчет того, какой свет зажигать - красный или зеленый. Ведь отказ - тоже решение. Только отрицательное. Не менее важен срок. Поскольку решать можно годами. Что чиновник придумает - то и будет.

Вывод? Командир думает, что управляет. Иллюзия. Потому что реальная власть не только у него. У подчиненных - тоже. И неизвестно - у кого больше...

Однажды готовил поездку президента. Прилетел. Зашел к губернатору. Старый знакомый. Сколько, спрашиваю, просьб припас? Да немного, говорит. Тридцать две. На, смотри. Никаких тайн. Ведь все равно к тебе придут.

Поехали встречать. Борис Николаевич выходит - губернатор к нему. С папкой. А там еще десяток писем. Тех, что я и не видел...

Провели мероприятие. Отправили президента. Интересуюсь: ты что же делаешь? Тот в ответ запел. Про жалейку. Которая где-то плачет. Потом серьезно добавил: "Не сердись. Я не могу иначе".

И другие не могут. Будут писать наверх. И ждать оттуда указаний. Ручную рулежку искоренить нельзя. Страна такая. Сократить можно. Реальной административной реформой. Дело долгое. Очень тяжелое. Но другой надежды нет.

Александр ЛИВШИЦ, www.izvestia.ru

Данное сообщение (материал) создано (или могло быть создано) и/или распространено (или могло быть распространено) иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и/или российским юридическим (или физическим) лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}