Мнение

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Создание общественной палаты позволит властям рассматривать в качестве общественных организаций лишь те, которые будут аккредитованы при ней, и даст формальное право препятствовать деятельности тех, которые при ней не аккредитованы.

В Государственную думу поступил проект закона «Об общественной палате Российской Федерации». Идея создания общественной палаты, напомним, была публично высказана президентом Путиным в одном пакете с «контртеррористической» политреформой, изменявшей порядок формирования парламента и порядок формирования исполнительной власти субъектов федерации.

Очевидное урезание демократических прав при замене выборности губернаторов их назначением было подслащено идеей в духе гражданского общества и общественного контроля.

Как и в вопросе о политических партиях, практические цели Кремля в отношении общественной палаты прямо противоположны декларированным. В принципе, и избрание депутатов исключительно по партийным спискам в Думу, и местные законодательные органы направлены на усиление роли партий в политической системе. Однако сегодня, когда Кремль и «вертикаль власти» жестко контролируют финансирование политической деятельности и фактически узурпировали такое финансирование для построения системы «управляемых партий», данное нововведение направлено на дальнейшую бюрократизацию политического процесса, на предотвращение попадания туда «случайных», не нужных власти лиц и групп.

Закон об общественной палате также лишь на первый взгляд выглядит заботой о гражданском обществе и повышении влияния общественных организаций.

Сам проект закона был разработан по заказу Администрации президента и призван бюрократизовать и поставить под контроль все проявления гражданской жизни. Госорганы получат решающие преимущества при формировании первоначального состава палаты, а значит – в составлении ее регламента и контроле ее деятельности в дальнейшем. Финансироваться деятельность палаты будет из государственного бюджета, т.е. в значительной степени с этой стороны также окажется зависимой от органов исполнительной власти.

В проекте закона прописываются права палаты на осуществление гражданского и общественного контроля. Однако в действительности согласно Конституции такими правами обладают любые самостоятельные объединения граждан, зарегистрировавшиеся в соответствии с законом. Цели и задачи палаты, как они описаны в законопроекте: общественный контроль, экспертиза законопроектов, выдвижение гражданских инициатив, – все это права и цели самих по себе общественных организаций граждан. А создание палаты – это попытка создания дополнительного фильтра.

Создание общественной палаты позволит властям рассматривать в качестве общественных организаций лишь те, которые будут аккредитованы при ней.

Если вы аккредитованы при палате – значит вы гражданская организация. И вас власть изредка, в специально назначенные дни и часы приглашает на прием и выслушивает. Если нет – увольте. Более того, скорее всего, чиновники под благостный разговор о поддержке гражданского общества будут трактовать в качестве общественных организаций, т.е. как некоммерческие, лишь аккредитованные при палате организации. Для остальных же получение грантов и пожертвований, равно как и осуществление собственной благотворительной и финансово-организационной деятельности, станет практически невозможным. А органы налогового и прочего правоохранительного беспредела получат основания для предъявления к ним претензий как к коммерческим организациям.

И в этом смысле закон об общественной палате – еще один элемент строительства псевдодемократии, где конституционные гражданские права рассматриваются исключительно как номинальные, а демократические институты трансформируются в средство бюрократического контроля.

Особенно комичным создание палаты выглядит на фоне бюрократизации самого парламента. В сущности, и гражданский контроль, и организация диалога между властью и обществом, и продвижение гражданских инициатив, организация общественной экспертизы законопроектов – все это функции нормального парламента, его фракций, комиссий и специальных групп, которые и взаимодействуют преимущественно с гражданскими организациями по тем или иным профильным проблемам, будь то экология, права человека, интересы профессиональных групп или защита инвалидов.

Очередной парадокс российской жизни заключается в том, что нынешняя российская Дума фактически не выполняет собственных конституционных функций, все более превращаясь в филиал администрации президента, и в то же время создает не упомянутый в Конституции орган, призванный стать бюрократической инстанцией, ограничивающей конституционные права граждан на самостоятельное объединение в гражданские и общественные организации.

«Газета.Ru».

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}