Мнение Иван Рублев ura.news

Зачем Абрамович и Дерипаска нагнетают коронавирусную истерию в России?

Три культурных учреждения — Ельцин Центр, Центр документального кино Софьи Капковой и музей современного искусства «Гараж» — объявили о временном прекращении работы из-за угрозы распространения коронавируса.

Они стали одними из первых в России, которые последовали примеру западных стран несмотря на низкую статистику заболевших в России. Политологи считают, что радикальные решения связаны с личными целями спонсоров музеев — бизнесменов Олега Дерипаски и Романа Абрамовича.

Ельцин Центр 14 марта на своем официальном сайте опубликовал обращение, в котором заявил о закрытии Музея Бориса Ельцина, арт-галереи и временном прекращении всех культурных, образовательных и развлекательных программ с 16 марта в связи с коронавирусом. «Это не паника, а ответственный подход к делу, которым мы занимаемся. Никакие резоны не могут перевесить главный: мы должны сделать все, чтобы максимально обезопасить наших гостей и сотрудников», — подчеркивается в сообщении Ельцин Центра.

Панику отрицают и в закрывшемся на карантин московском Центре документального кино, который возглавляет Софья Капкова. «Команда ЦДК приняла непростое решение уйти на карантин. Мы не поддаемся панике, но, учитывая, как складывается ситуация во всем мире, мы предлагаем соблюдать необходимые меры безопасности», — объяснили в ЦДК.

В центре «Гараж» сделали акцент на безопасности сотрудников и посетителей. «Если мы — как популярный музей — не предпримем все зависящие от нас меры, то тем самым мы поставим под угрозу здоровье вас — наших бессменных соратников по развитию современного искусства в России, всех приглашенных лекторов и педагогов, наших сотрудников, родственников и друзей старшего возраста», — заявили представители центра.

При этом другие государственные и частные музеи закрываться не торопятся. Руководство Эрмитажа заявило, что музей продолжит работу, но откажется от массовых мероприятий и усилит уборку помещений несмотря на «сложные условия». В Третьяковской галерее и музее имени Пушкина отметили, что не будут закрывать площадки, но постараются ограничить посещаемость. Представители частного музея современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге в соцсетях сообщили, что двери центра по-прежнему «открыты».

В Екатеринбурге ситуация не сильно отличается. Мультимедийный исторический парк «Россия — Моя история» продолжает работу в штатном режиме. «Решение о временном закрытии государственного учреждения культуры могут принять министр культуры или губернатор Свердловской области. Если оно будет принято, мы сразу оповестим об этом наших посетителей и общественность», — сообщили URA.RU в пресс-центре.

Директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин в разговоре с URA.RU отметил, что учреждение ограничивает мероприятия, в которых люди длительное время пребывают друг с другом. «Лекции, экскурсии, студии и ряд других мероприятий будут отменены на 45 дней. Индивидуальное посещение мы сохраним», — поделился Корытин. При этом он отметил, что вопрос о полном закрытии музея пока не поднимался.

Закрытие на карантин не имеет отношения к высокой посещаемости культурных центров, которая может стать основной причиной заражения граждан. Так, Ельцин Центр до ситуации с коронавирусом вел рекламную кампанию по увеличению посещаемости в связи с тем, что маркетинговое исследование показало: даже екатеринбуржцы не знают о том, что президентский мемориал представляет из себя не только музей первого президента России. Заместитель исполнительного директора Ельцин Центра Людмила Телень в разговоре с URA.RU сообщила, что рекламная кампания Ельцин Центра приостанавливается с 16 марта: «Пока до середины апреля. А дальше по ситуации».

Интересным фактом в ситуации является то, что три культурных центра, приостановивших работу, объединяет связь с российскими миллиардерами Романом Абрамовичем и Олегом Дерипаской. Оба тесно связаны с семьей Бориса Ельцина. В 1996 году Абрамович выступил спонсором предвыборной кампании первого президента России, а позднее пожертвовал деньги на строительство Ельцин Центра. Также Абрамович числится среди основателей культурного центра. Бизнесмен был и среди тех, кто посетил торжественное открытие Центра документального кино в Москве в 2013 году. В свою очередь бизнесмен Олег Дерипаска до 2018 года он был женат на дочери Валентина Юмашева Полине. Экс-супруга Дерипаски часто посещает мероприятия ЦДК и «Гараж».

Олег Дерипаска на днях призвал ввести в России карантин на 60 дней и полностью закрыть границы для иностранцев. Иначе, по его мнению, рост числа зараженных будет не остановить, а последствия для власти будут более серьезными, чем «развал страны в 1991 году».

Комментируя ситуацию, эксперты сферы искусств отмечают, что закрытие культурных центров и отмена развлекательных мероприятий могут быть связаны с финансовой ликвидностью учреждений. «Театры с государственной поддержкой и частные театры не могут себе позволить „великодушно“ закрыть двери на 60 дней, как это сделали „Гараж“, „Центр документального кино“. У государственных и частных театров нет такой финансовой „подушки безопасности“, которую могут обеспечить условные Абрамович и Прохоров. Театры живут на заработанные деньги. Государственная машина не так глупа, как хочется некоторым себе представить. Если не объявлена ЧС, если озвучены ограничения мероприятий от тысячи до пяти тысяч человек — на это есть основания», — сообщает telegram-канал «Закулиска» (22,5 тысячи подписчиков).

Telegram-канал «Незыгарь» (почти 300 тысяч подписчиков) интерпретирует слова Дерипаски иначе. Автор говорит о фактически «общенациональной забастовке», декларируя идею посадить всех граждан на 60-дневный карантин. «Закрытие страны далеко не самый оптимальный выход. Особенно такой страны как Россия. Надо понимать, что закрытие это последний удар по экономике и транзитным магистралям. Фактически закрытие страны это перехват олигархами и госкомпаниями управления страной», — считают авторы.

Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев в беседе с корреспондентом URA.RU связал временное закрытие центров с личной тревожностью их спонсоров. «Есть те, кто с большей озабоченностью относятся к ситуации с коронавирусом, есть те, кто более спокоен. Если учреждение связано с Дерипаской, то он свою позицию уже заявил. Видимо, у Абрамовича такая же позиция», — отметил Калачев.

Гендиректор Центра развития региональной политики Илья Гращенков в разговоре с URA.RU предположил, что в силу своего статуса и высокой посещаемости, спонсоры и руководители культурных центров могут копировать европейскую модель. По словам Гращенкова, их менеджмент работает по западной модели, поэтому вместо русского «авось» они ретранслируют идею того, как максимально себя обезопасить.

Ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов согласился с идеей о заимствовании европейского подхода к посетителям, подчеркнув, что после коммерческих учреждений к этому придут и государственные музеи и культурные центры: «Сейчас все закрывается в ручном режиме, как было в США. Вскоре это будет происходить централизованно, особенно в крупных агломерациях — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург в меньшей степени. Это основные точки заражения, особенно это характерно для культурной составляющей». Корреспонденту агентства не удалось получить оперативный комментарий представителей Абрамовича и Дерипаски, так как их телефоны оказались недоступны для звонков.

 

Опубликовано: 16 марта 2020 г.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}