Мнение business-gazeta.ru

«Это первый шаг к транзиту власти»: почему Путин сменил Медведева на Мишустина?

Спустя два года с момента назначения правительство РФ в полном составе ушло в отставку, а для Дмитрия Медведева вводят должность заместителя председателя совета безопасности. Заменит его глава ФНС Михаил Мишустин. Какой курс возьмет правительство РФ под руководством Мишустина и войдет ли в кабмин представитель Татарстана — обсуждают эксперты «БИЗНЕС Online».

«Надеюсь, мы с вами в ближайшее время увидимся»

Насыщенное яркими заявлениями послание спустя три часа продолжилось сенсацией от Дмитрия Медведева. На встрече Владимира Путина с кабинетом министров премьер-министр РФ объявил о том, что правительство уходит в отставку в полном составе. «Мы все были свидетелями послания президента Российской Федерации, — заметил Медведев. — Владимир Владимирович обозначил не только очень важные приоритеты работы в нашей стране на ближайший год, но и обозначил целый ряд фундаментальных изменений в Конституцию Российской Федерации».

По словам теперь уже бывшего премьер-министра, если предложенные изменения будут приняты, они «внесут существенные изменения не только в целый ряд статей Конституции, но и в целом в баланс властей». Речь об исполнительной, законодательной и судебной властях, уточнил он.

«В этом контексте очевидно, что мы, как правительство Российской Федерации, должны предоставить президенту нашей страны возможность принимать все необходимые решения для этого, — заметил Медведев. — В этих условиях я полагаю, что было бы правильным, чтобы в соответствии со статьей 117 Конституции Российской Федерации правительство Российской Федерации в действующем составе подало в отставку». П. 1 ст. 117 гласит: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется президентом».

Медведев поблагодарил всех, кто участвовал в работе правительства. К словам благодарности присоединился и Путин.

«Надеюсь, что мы с вами в ближайшее время увидимся, я встречусь с каждым из вас, — пообещал чиновникам президент. — Прошу вас исполнять обязанности в полном объеме до формирования правительства в новом составе».

Известна и новая должность Медведева — Путин предложил ему стать заместителем председателя совета безопасности и курировать темы обороноспособности и безопасности. «Дмитрий Анатольевич Медведев был главой государства, президентом, уже 8 лет он практически возглавляет правительство, наверное, это самый длительный срок пребывания в этой должности в новейшей истории России, — заметил Путин. — Мы договорились. Вы знаете, что есть ярко выраженный президентский блок, а есть правительственный блок, хотя президент, конечно, отвечает у нас за все, но президентский блок — это прежде всего вопросы безопасности, обороноспособности и так далее. Дмитрий Анатольевич всегда занимался этими вопросами. И с точки зрения повышения нашей обороноспособности и безопасности я считаю возможным и просил его об этом, чтобы он в будущем занялся вопросами именно этого свойства».

Для того, чтобы уладить вопрос трудоустройства Медведева, Путину придется ввести для него должность зампредседателя СБ, и глава государства пообещал сделать это в ближайшее время, добавив, что председатель совета безопасности — сам президент.

Напомним, в своем послании Путин предложил доверить Государственной Думе назначать председателя правительства РФ — по представлению президента или нет, при этом не уточняется. Далее по представлению главы правительства предполагается утверждать вице-премьеров и федеральных министров. При этом президент будет обязан назначать предложенные кандидатуры. «Практически все фракции, представленные в Государственной Думе, полагают, что Федеральное Собрание готово взять на себя большую ответственность за формирование правительства, — сказал Путин под аплодисменты зала. — А если взять большую ответственность за формирование правительства, это значит, взять на себя и большую ответственность за ту политику, которую это правительство проводит. Я полностью согласен с такой постановкой вопроса».

При этом глава государства оговорился, что о переходе к форме парламентской республики речи не идет. «Россия должна оставаться сильной президентской республикой», — подчеркнул он. Поэтому за президентом останется право как ставить задачи правительству, так и при необходимости увольнять чиновников высшего ранга. Также на президенте по-прежнему будет прямое руководство как Вооруженными силами, так и всей правоохранительной системой.

Кроме того, Путин сказал, что считает необходимым «кардинально повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне» и предложил закрепить в Конституции соответствующий статус и роль Госсовета, созданного в 2000 году, в работе которого участвуют главы всех регионов. По предложенному пакету поправок в Конституцию президент предлагает провести голосование граждан. При этом председатель Центризбиркома Элла Памфилова уже заявила «Интерфаксу», что референдум для этого не потребуется, будет найдена другая форма.

«НОВЫЙ ПРЕМЬЕР — РУКОВОДИТЕЛЬ ФНС»

Между тем уже известно имя нового премьер-министра РФ. Им станет бывший глава ФНС Михаил Мишустин. Путин встретился с ним и предложил занять должность председателя правительства. «Заручившись его согласием, он внес кандидатуру Мишустина на должность премьер-министра на рассмотрение в Госдуму», — сообщает пресс-служба Кремля.

Мишустин родился в 1966-м, коренной москвич, действительный государственный советник РФ первого класса, доктор экономических наук. У него есть опыт как в бизнесе, так и в правительстве. С 1998 по 2004 год работал заместителем руководителя государственной налоговой службы, заместителем министра России по налогам и сборам. В 2004 году Мишустин стал руководителем федерального агентства кадастра объектов недвижимости, затем возглавил федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

С 2008 по 2010 год работал президентом UFG Capital Partners и управляющим партнером группы UFG Asset Management. Одним из основателей группы UFG был бывший министр финансов Борис Федоров. На данной работе Мишустин «курировал проекты по запуску венчурного фонда, фондов недвижимости, а также развитие бизнеса в регионах». С 2010 года возглавлял федеральную налоговую службу РФ.

«ПОЧЕМУ МИШУСТИН? ПОТОМУ ЧТО САМОЕ ПОЗИТИВНОЕ, ЧТО БЫЛО, — ЭТО УВЕЛИЧЕНИЕ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили отставку правительства и объяснили, что она означает в контексте послания Путина.

Павел Салин — директор центра политических исследований Финансового университета: — Меня больше беспокоит вопрос о том, не почему было принято такое решение, а почему оно было принято именно сейчас. Почему вообще — ясно, эти причины коррелируют с теми задачами, которые стояли перед обнародованием сегодняшнего послания. Первая задача — нивелировать рост негативного настроя населения по отношению к власти. На это нивелирование были направлены сегодняшние решения. На федеральном уровне негатив концентрируется в первую очередь на правительстве, и отставка должна уровень этого негатива снизить. Вторая причина — Владимир Путин официально объявил о начале открытого этапа транзита российской политической системы. Ясно, что в этой новой конфигурации власти Медведев будет занимать новое место, а для этого его нужно убрать со старого, отправить его в отставку. А отставка премьера автоматически ведет к отставке правительства. Эти две причины очевидны, но это все это ожидалось не сегодня, а в 2021 году или вообще после парламентских выборов. А почему сейчас — это вопрос, на который пока нет ответа.

Под руководством Мишустина правительство будет придерживаться прежнего курса на фискализацию экономики. Господин Мишустин стопроцентный технократ, как и все представители социально-экономического блока правительства образца 2018 года и более ранних образцов. Так что фискализация экономики продолжится, будут изыскиваться механизмы для оптимизации финансово-экономических моделей и поиска так называемых скрытых резервов, как говорили в позднем Советском Союзе.

Никаких предпосылок, кроме того, что он технократ, для назначения Мишустина не было. Это мог быть тот же Силуанов, например. Технократ — это человек, который если и имеет свою точку зрения, то глубоко ее прячет. Это мог быть любой профессиональный финансист, экономист из правительства любого уровня. У нас в последние несколько лет собираемость налогов существенно повысилась, это характеризует Мишустина в глазах Путина как эффективного управленца. 

Транзит только начался, а объявленные сегодня изменения носят технический характер. Дальше будут объявлены изменения более сущностные и содержательные. Вопрос только в том, когда и в каком контексте. Объявленные изменения пока никак не меняют конфигурацию власти, а транзит политической системы подразумевает изменение этой конфигурации. Решение по конституции, отставке правительства и совбезу — это все А и B, а дальше будут и C и другие буквы алфавита, вплоть до нескольких десятков.

Данные поправки к Конституции обнародованы для того, чтобы в первую очередь обкатать механизм  внесения изменений в Основной закон с точки зрения легитимации в глазах общественности, это то голосование, о котором говорил президент. А как схема будет обкатана — пойдут серьезные поправки. Поэтому, еще раз, нынешние поправки к серьезным изменениям не приводят, но следующие будут приводить, это точно.

Борис Межуев — главный редактор сайта «АПН.ру», профессор Института философии РАН, политолог:

— Почему Мишустин — совершенно понятно. Потому что самое позитивное, что было, — это увеличение собираемости налогов. И поскольку он, как я понимаю, в значительной степени ответственен за цифровизацию госуслуг, в частности системы «одного окна» и так далее, то это совершенно очевидное улучшение жизни граждан и реальное достижение, которое было совершено за последнее время. То есть это человек с неким позитивным бэкграундом. И к электронной подписи, и к ИНН он имеет отношение, во всяком случае об этом сообщают СМИ. Но главное — вот эта система «одного окна», которая, безусловно, резко улучшила систему документооборота в России. Ну и налоги, конечно, их собираемость улучшилась. Даже считается, что этот экономический рост, который наблюдается, произошел в значительной степени не столько из-за структурных изменений в российской экономике, сколько из-за увеличения собираемости налогов. То есть Мишустин — человек с определенными позитивными сделанными делами. 

Вопрос, на который ответить гораздо сложнее, — почему отставка правительства совпала с посланием президента. Вот что непонятно. Я так понимаю, что и политологи, более вхожие во власть, не могут найти на этот вопрос ясного ответа. Предполагается набор конституционных изменений, что должно было резко повысить статус правительства, — и вдруг оно уходит в отставку. Это означает, что в правительство, по всей видимости, должна прийти какая-то серьезная политическая фигура. А приходит человек с хорошим бэкграундом, но все-таки очевидно «технический» премьер, не лидер какой-либо политической партии. Ясно ведь, что речь идет о «техническом» премьере. Почему эту отставку связали с вот этим посланием и почему послание сделали настолько политически значимым — это вопрос действительно загадочный. Наверное, тут что-то произошло, какие-то важные события, о которых я пока сказать ничего не могу.

Михаил Делягин — директор института проблем глобализации:

— Уход правительства в отставку — сугубо техническое решение. Порядок формирования правительства нужно утверждать законом. Законопроект может через кого-нибудь внести администрация, но все министры имеют лоббистские возможности. Они все сейчас побегут и будут пытаться исказить законопроект. Чтобы этого не случилось и чтобы это ослабить, нужно снизить их статус. Значит, они будут не членами правительства, а исполняющими обязанности.

С другой стороны, Медведев — крайне лояльный человек. Президент Путин сказал, что должны быть новые правила формирования правительства, при котором за министров отвечает уже не президент, а премьер и Госдума. Пожалуйста — Медведев показывает, что не будет цепляться за должность, что он предельно лоялен и все в порядке. Думаю, что, как только законопроект будет внесен в правительство и принят, будет сформировано правительство. Я думаю, изменения будут косметическими. Конечно, все мы боимся, что вместо Медведева будет Кудрин. Все мы надеемся, что вместо Медведева будет кто-то разумный, кто будет заниматься комплексной модернизацией инфраструктуры и развитием страны. Исходя из сегодняшней ситуации потребность в этом колоссальная. Но что это государство будет выполнять задания общества… Мы так надеялись в 2018 году, а получили пенсионную реформу. Надеяться уже просто как-то неприлично.

Я не вижу никакой проблемы 2024 года. Она такая же техническая, как отставка правительства. Есть проблема 2021 года — политической стабильности и всего остального. А к 2024 году уже все будет решено. И президент Путин очень внятно сказал, что передадут конституционные полномочия в Госсовет. А какие полномочия — узнаем, когда будем голосовать за Конституцию. Каждый из нас может проголосовать и против конституционных поправок. Но куда мы денемся с электронным подсчетом голосов, тем более что уже раздаются голоса, что не надо делать референдум, можно обойтись и так.

Через Госсовет, думаю, все и будет осуществляться, как много раз прорабатывалось еще в конце 90-х годов для прошлого президента и позапрошлого.

Олег Морозов — член Совета Федерации от РТ:

— Новая процедура формирования правительства требует подхода, когда Дума будет принимать в этом процессе самое серьезное участие. Я думаю, что все останется в рамках Конституции и внесение кандидатуры премьера останется за президентом, будут проведены тотальные консультации с Госдумой по кандидатурам вице-премьеров и министров. Получится так, что сформированное правительство будет полностью согласовано по своему составу с Государственной Думой. Не исключаю, что и силовой блок будет обсуждаться Советом Федерации, как и предложил президент.

Мне кажется, это такая большая политическая тренировка, апробация модели изменения Конституции. В тоже время президент четко сказал, что мы остаемся президентской республикой и президент оставляет за собой право отзывать и членов правительства, и даже снимать премьера. Это скорее выравнивание некоего баланса полномочий между парламентом, исполнительной властью и президентом, но никак не изменение самой системы власти. Мы по-прежнему остаемся президентской республикой.

Не думаю, что курс нового правительства сильно изменится, я вообще не думаю, что уход правительства в отставку связан с качеством работы правительства, иначе бы президент об этом сказал в своем послании. Я думаю, что это связано только с процедурными вопросами, с мерой участия парламента в согласовании кандидатур членов правительства.

«ТРАНЗИТ НУЖНО ПРОВОДИТЬ НА ПОДЪЕМЕ, А НЕ НА СПАДЕ»

Константин Калачев — руководитель «Политической экспертной группы», политолог: — Понятно, что причиной ухода предыдущего правительства стало то, что оно должно было обеспечить экономический рост, а оно его не обеспечивало. Огромные деньги, которые вкладывались в нацпроекты, не давали нужного эффекта. Нужен был человек, в которого поверят, человек, который обеспечит максимальную эффективность использования каждого рубля, человек, который сможет обеспечить экономический рост и человек, в которого поверит бизнес, в том числе и иностранные партнеры. Я вижу всего двух людей, которые могли бы не только возглавить правительство, но и продемонстрировать большую эффективность, чем Медведев. Это Кудрин и Собянин. И тому и другому можно поверить, потому что у них солидные навыки, опыт и понимание, что нет времени на раскачку. Понятно, что президент сегодня всерьез отнесся к теме перемен и ему нужен премьер, который обеспечит условия, о которых президент может сказать: «Я передаю страну преемнику на подъеме, в условиях устойчивого экономического роста. Мы выполнили поставленные задачи».

Транзит, безусловно, произойдет, Путин не будет пожизненным президентом, это уже ясно и послание как раз об этом. Но тут подчеркивается одна вещь – транзит нужно проводить на подъеме, а не на спаде. А Путин, видимо, критично относится к цифрам Росстата и прекрасно понимает, что во всех рассказах об экономическом росте, который у нас есть, может быть некоторое преувеличение. И совершенно очевидно, что масштабная задача, которая поставлена, предполагает рачительное и эффективное отношение к использованию бюджетных денег. То есть на самом деле для начала нужно сократить масштабы воровства. И тут нужна кандидатура (на пост премьера — прим. ред.),которая не обрушит фондовые рынки, а, наоборот, вызовет рост фондового рынка, укрепление курса рубля и желание иностранных инвесторов вкладываться в Россию.

Марат Бариев — депутат Госдумы РФ:

— Почему было принято такое решение? Медведев же сам объяснил, что с учетом тех нововведений, которые были озвучены в послании президентом, в том числе по формированию правительства, нужно было развязать руки, чтобы эти изменения быстрее реализовались, чтобы не мешать их реализации.

Кто может занять посты в новом правительстве? Сразу не сообразишь. Рустам Нургалиевич Минниханов мог бы занять, я считаю, если меня спросить, кто бы справился. Володин Вячеслав Викторович, другие люди.

В какой-то степени это решает «проблему-2024». Вы же слышали, речь идет и об изменениях Конституции, о конституционных полномочиях Государственного Совета. Это будет совершенно новый конституционный орган, который будет обладать большими полномочиями, как понимаю. Сравним с Китаем: там ведь как раз высший орган власти — Госсовет КНР. И то, что часть нынешних компетенций президента будет передана парламенту, тоже серьезно переделывает структуру государственного устройства страны. Полномочия явно будут перераспределены в сторону Государственного Совета.

«КАК ОЖИДАЕТСЯ, НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО БУДЕТ ПРОВОДИТЬ ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНУЮ ПОЛИТИКУ»

Максим Шевченко — журналист, общественный деятель: — Это решение было принято вследствие катастрофических рейтингов правительства Медведева. И это полное фиаско партии «Единая Россия», главой которой является Медведев. Мне не хотелось бы, чтобы мы раздельно анализировали какого-то там Медведева и не принимали во внимание, что за его спиной стоит партия, которая и поддержала его при голосовании в Государственной Думе на пост премьер-министра. Но, несмотря на это, партия «Единая Россия», естественно, продолжит оказывать существенное влияние на формирование правительства. Поэтому это никакой не политический кризис, а просто «пластическая операция» и манипуляция властей.

Я уверен, что в этом «новом правительстве» останутся те же самые члены, которые были и сейчас. Которые брали на себя ответственность и за людоедскую пенсионную реформу, и за экологически угрожающую стране «мусорную» реформу, и так далее и тому подобное. Будут те же самые люди, их нет никакого смысла сменять. Ну а первое лицо, которое является как бы фигурантом, маской всего этого режима во главе правительства, наверное, поменяется. Им может стать Кудрин, исходя из его активности последних дней, когда он изображал из себя такого невероятного аудитора, который при рассмотрении нацпроектов находит какие-то миллиарды, которые разворовываются.

Это, в принципе, может быть и Собянин. Хотя Собянин и так, как говорится, хорош на том месте, где он находится и вряд ли он является претендентом на пост президента Российской Федерации в 2024 году. Это может быть кто угодно, но не имеет значения, поскольку сути режима и экономического курса это не изменит. Все это приведет только к попытке правящего сословия, которое на наших глазах формируется ускоренными темпами, сохранить свою власть, загримировать ее некими переменами, чтобы снять напряжение и продолжить курс на формирование в России государства пиночетовского типа, но без разбивания прикладами винтовок пальцев Виктору Харе. Хотя, как говорится, всему свое время. Они и до этого дойдут.

Алексей Макаркин — политолог, первый вице-президент центра политических технологий:

— Решение об уходе старого правительства было принято для того, чтобы сформировать новое правительство, исходя из теперешнего законодательства. Ведь президент предлагает поправки в Конституцию, согласно которым порядок формирования правительства будет изменяться. Усилится роль депутатов, они смогут утверждать вице-премьеров, министров, а это правительство, которое сейчас ожидается, будет сформировано по ныне действующему законодательству, где решающую роль официально играет премьер, но фактически играет президент. Поэтому я думаю, что президент сформирует правительство по своему усмотрению.

Второй момент заключается в том, что, как ожидается, новое правительство будет проводить очень популярную политику. То есть новых кошмаров с электоральной точки зрения типа пенсионной реформы не будет. Зато будут горячие завтраки для школьников, выплаты родителям за их детей. Ожидается (по крайней мере власть этого серьезно ожидает), что заработают нацпроекты и так далее… И что будут более высокие темпы роста. Поэтому я не исключаю, что новый премьер может стать одним из возможных кандидатов в преемники. Если он будет проводить успешную политику, если правительство будет завоевывать очки.

Старое правительство провело пенсионную реформу, его ругали — и рейтинг упал. А если новое обеспечит рост, то его политические перспективы могут быть весьма благоприятными. Но если не обеспечит, то его можно будет заменить.

Сергей Сергеев — профессор КФУ, доктор политических наук:

— Отставка правительства — скажем так, первый шаг к транзиту власти, к  переходу власти, который был объявлен Владимиром Путиным в своем президентском послании. То, что Медведев уходит, — это, скорее всего, свидетельствует о том, что преемником Путина как президента будет кто-то другой. Почему не Дмитрий Медведев, которому прочили должность «сменного президента»? Видимо, потому, что дважды в одну и ту же воду не входят. Кто будет премьер-министром? Вероятно, это как раз и есть возможный преемник Путина, но касаемо фамилии тут я сам хотел бы узнать. Думаю, что тут появятся какие-то достаточно новые фигуры.

Вряд ли в это правительство войдет кто-то из Татарстана. Конечно, не исключено, что какие-то министерские посты будут заняты выходцами из нашей республики, но я не думаю. В любом случае это будет один из второстепенных постов. У нас уже был опыт с Николаем Никифоровым… Хотя я, конечно, могу ошибаться. На какой-то достаточно значительный пост в новом правительстве мог бы претендовать Рустам Минниханов. Но его, скорее всего, там не будет. Он, насколько известно, не хочет отрываться от Татарстана.

Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:

— Решение принято по очень простой причине: «майские указы» не выполнены, и, судя по всему, судьба «майского указа» 2018 года тоже оказалась под угрозой неисполнения. Поэтому президент и премьер приняли такое взвешенное решение. 

Я не думаю, что от этого поменяется силовой блок или макроэкономический, но социальный и микроэкономика — да. 

Кандидатами в новое правительство называлось много фамилий, но чаще всего три: Сергей Чемезов, Сергей Нарышкин и Сергей Собянин. Но у президента, судя по всему, будет свое мнение на этот счет.

Изменение Конституции к «проблеме-2024» не имеет отношения, это несвязанные вещи. Напомню, что «по старому стилю» Путину остается еще целый президентский срок, поэтому я бы не стал связывать поправки в Конституцию с так называемой проблемой-2024. От них власть к главе парламента не перейдет.  Конечно, представители Татарстана могут быть включены в состав нового правительства. Это динамично развивающаяся республика, ее часто ставят в пример, а в последнее время очень часто берут с регионального уровня на федеральный. Потому я не исключаю такой возможности.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}