Мнение bk55.ru

А. Лихачев: «Считаю «мусорную реформу» очередным обманом в пользу столичных олигархов»

Председатель правления Общества потребителей в сфере ЖКХ пояснил свое мнение и суть планирующихся нововведений.

– Может быть, я просто узко мыслю, не имея статистических материалов по отходам по всей стране... По большому счету в Сибири этой проблемы нет ввиду низкой плотности населения, а в центральной России и на юге, судя по информации телевидения и прессы – есть и нешуточная. Потому судить давайте будем чуть позже, когда пройдет два-три года. Ведь капремонтом все мы возмущались, а реально дома со спецсчетами преобразились за эти пять лет – уже приходят старшие по домам – не знают, что еще сделать можно на доме в будущем году (если платежная дисциплина нормальная и подрядчикам не дают воровать). Так как не все читатели знакомы с мусорной реформой, некоторые общие пояснения.

Три года назад «Ростех» обратился к В.В. Путину с предложением изменить по всей стране систему работы с твердыми коммунальными отходами. Ссылки были на стихийность этих процессов, наличие большого количества самовольных свалок, угрожающих экологии, а также на отсутствие места расширять захоронения при существующей схеме разравнивания бульдозером пласт на пласт с перекрытием между пластами грунтом. В итоге Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89 «Об отходах производства и потребления» был принят в новой редакции, а вскоре родилось постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами…». Суть следующая.

В каждой области по конкурсу определяется один или несколько так называемых региональных операторов. И дальше только они могут забирать с контейнерных площадок мусор, его возить, хранить, перерабатывать, утилизировать. Для остальных – это незаконное предпринимательство и статья. К этому самому оператору есть требования: в частности, большой залоговый взнос, который остается на счетах областной власти на случай, если оператор неожиданно сбежит или просто обанкротится. Кроме того, он должен организовать раздельный сбор и дальнейшую переработку отходов. Причем сбор отходов теперь будет производиться не только в многоквартирных домах и организациях, но и в индивидуальном жилом секторе и даже в небольших населенных пунктах – в деревнях, аулах. Смотрел передачу, где обсуждали, как будут мусор с гор на Кавказе вывозить. С одной стороны – смешно (я был в этой рабочей группе, знаю все в деталях применительно к Омской области). По принятой схеме мусор, например, из Седельниково и прилегающих деревень собирают на площадке в Седельниково, прессуют и на грузовиках везут в Муромцево (кто не в теме – это 98 километров), а платим за это мы. А с другой стороны – мне лично неприятно, когда едешь вокруг города: всюду валяются самовольные кучи разного мусора. Сейчас платить всех заставят – так им смысла не будет самим вываливать, раз все равно платят оператору, может, правда, чище будет. Что касается многоквартирных домов. Здесь схема следующая. Основное нововведение – что теперь работа с отходами не жилищная, а коммунальная услуга – дурь редкая, так как если сейчас это единое целое: дворник, мусоропроводчик, мастер, который координирует их работу, мусороперевозящие организации, которые на подряде УК и перед УК отвечают. Теперь каждый сам за себя, а УК вообще ни при чем. Если контейнерная площадка находится на городской земле (таких большинство) – за саму площадку, ее оборудование плитами, контейнерами, уборку отвечает городская власть.

Чушь редкая, но так прописано в пункте 13 Порядка №1156. Кто захочет – найдите на БК за 2011-2012 годы полемику с администрацией Шрейдера, которая в лице Вижевитовой и Меренкова незаконно отторгла землю под контейнерными площадками из общего имущества собственников помещений в домах – вот теперь, как говорят дети, «хлызда на правду вышла» – будут платить за свою жадность. Где площадка для контейнеров на земле под домом – отвечают собственники, естественно, в лице УК, ТСН, ТСЖ, ЖСК. Потому первое, что все должны сделать до 1 января – проверить по документам, на чьей земле стоит помойка, и если на вашей – решайте вопрос с контейнерами, так как сегодня большинство контейнеров – собственность перевозчика, и он его может вам продать, а может вообще взять 31 декабря и увезти. В домах с мусоропроводами этой проблемы нет – там так называемый «бесконтейнерный вывоз». Но для всех домов есть одна проблема – тупости и бесконтрольности чиновников. В свое время, несмотря на протест отдельных членов, рабочей группой принята и оплачена из бюджета работа московского института, подготовившего схему обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области. Так подготовить и я бы смог – они написали письмо в администрацию, получили оттуда список мест под площадки, мало соответствующий действительности, и его утвердили в схеме. Это влечет достаточно жесткие и конкретные правовые последствия – согласно Порядку №1156, вывозить ТКО будут только с официально включенных в схему площадок, это подтвердили в РЭК – только эти площадки попадут в расчет тарифа. Что делать остальным: срочно, то есть примерно до 1 декабря, нужно подать в минприроды информацию о наличии еще не учтенных площадок, и тогда 18 декабря их дополнительно включат, если нет нарушения санитарных правил. Так как понимаю, что большинство просто не знают, на чьей земле площадка, учтена ли она в схеме, я лично в своих УК сказал всем председателем советов домов на всякий случай написать про свою площадку. Мы дольше разбираться будем по картам, что там внесено, я тогда разбирался уже в 2016 году и понял, что половины наших площадок просто в схеме нет.

Самых больших конфликтных ситуаций стоит ожидать в сельских поселениях и в частном секторе, где большинство жителей вообще никогда за вывоз твердых коммунальных отходов не платили, а в феврале принесут счет за январь. К сожалению, по моему мнению, при решении этих вопросов непосредственно в Омской области были допущены две принципиальных ошибки, которые дадут долговременный отрицательный эффект. Во-первых, принята схема с одним оператором, в то время, как, например, в Башкирии их четыре. Хотя предлагались варианты двух операторов (с разделом по реке), трех и пяти. Полагаю, недостатки понятны всем: монополизм в ценах и опасность получить ситуацию, как было с «СибирьэнергоКомфортом» в 2010 году, когда 15 ноября на дверях подъездов более 1000 домов появилась такая небольшая бумажка: до свидания, мы прекратили работать, живите как хотите.

Во-вторых, несмотря на возражения Общества потребителей, многочисленные письма и личное присутствие на заседаниях представителей домов, приняли порядок расчета в пользу богатых и против бедных и здравого смысла – не с квадратного метра, как мы платим сегодня, а с одного зарегистрированного человека. Это просто несправедливо, так как выгодно богатым, имеющим большие площади, требует сложной системы администрирования движения населения, и опять за «нулевые» квартиры с квартирантами платить будут соседи. Что касается самого тарифа – пока РЭК не получила предложений от регионального оператора, но по расчетам рабочей группы и по данным других областей, где тариф уже принят, можно ожидать рост в два-два с половиной раза. Основная причина – теперь мы платим за перевозки мусора по области, город оплачивает за село из-за того, что принят один оператор на всю область, и еще закон заставляет нас платить за частный полигон, который будет строить оператор. Все за наш счет.

Есть еще много вопросов: кто будет вывозить мусор из дворов с 1 января, любые ли контейнеры будут использоваться, борьба с самовольными свалками, кто и как будет заключать договоры – всего таких вопросов 32. На прошлой неделе по поручению губернатора Омской области А.Л. Буркова состоялось рабочее совещание с участием регионального оператора, где рассматривались эти вопросы. Времени до января осталось немного, и необходимо сделать все, чтобы не получилось так, что в праздничные дни часть мусора просто не увезут из-за слома устоявшейся схемы работы с бытовыми отходами.

 

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}