Мнение Никита Попов dailystorm.ru

Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

Депутаты Госдумы и экспертное сообщество призывают правительство не повышать налоговую нагрузку, поскольку она затормозит экономический рост.

Для исполнения новых майских указов президента Владимира Путина у правительства, по всей видимости, денег нет. Единственное место, где они решили их найти, — карманы россиян. Восемь триллионов рублей кабмин сможет получить благодаря повышению налоговой нагрузки на население, а соответственно, на малый и средний бизнес, который кормит российских граждан.

Несмотря на то что Министерство финансов во главе с первым вице-премьером Антоном Силуановым пытается успокоить людей, развеяв все слухи о повышении ставки НДС и НДФЛ, в правительстве уже готовы соответствующие решения, рассказали «Шторму» в Госдуме.

Объявленный Путиным на инаугурации прорыв в экономике должен быть обеспечен деньгами. Те восемь триллионов рублей, о которых все говорят, можно получить двумя путями.

Первый — с помощью нефти. В прошлом году Россия получила дополнительных доходов порядка двух триллионов рублей. В этом году также ожидаются допдоходы от продажи нефти, так как в бюджете заложена цена в 40 долларов за баррель нефти, говорят в комитете Государственной думы по бюджету и налогам.

«Эти деньги, конечно, можно использовать, но они идут в резервные фонды, укладываются в депозиты и так далее. Они просто рассасываются, — рассказывает член профильного комитета Вера Ганзя. — Не хотят сегодня наши олигархи или чиновники, которые имеют непосредственное отношение к распределению дополнительных доходов от нефтегазовой отрасли, менять структуру этих расходов. Следовательно, восемь триллионов рублей надо где-то брать».

Парламентарий напомнила «Шторму», что на прошлой неделе депутаты приняли законопроект о продлении налоговых каникул для самозанятого населения до 2019 года. Фрилансеры, няни, домработницы и многие другие не будут платить налоги в казну, однако обязаны будут встать на учет, после чего «с них выжмут по полной программе», отмечает Вера Ганзя.

Пока еще не повысили налог на добавленную стоимость (НДС), однако разговоры об этом идут так давно, что не за горами уже и само принципиальное решение. На данный момент НДС составляет 18%. Самый вероятный вариант, обсуждаемый в правительстве, — повышение его до 20%, что принесет в бюджет порядка 2-2,5 триллиона рублей. Оборотная сторона медали — дальнейшее обнищание граждан, которые живут в условиях падения доходов последние четыре года.

«Где взять деньги? Из регионов тянуть больше нельзя, вытянули все, что можно. А вот НДС — это самый легкоадминистрируемый налог. Он просто тупо сидит в цене. Если его увеличить, значит цены поднимутся. Наши терпеливое население проглотит очередное повышение цен, но зато НДС будет легко собираться и поступать непосредственно в федеральный бюджет», — разъясняет депутат планы финансового блока кабинета министров.

 Обсуждаются и варианты повышения налога на доходы с физических лиц (НДФЛ) — с 13 до 15%. Что, по приблизительным оценкам, принесет в бюджет еще порядка двух триллионов рублей.

 Оппозиционные депутаты всех трех фракций в парламенте настаивают на ином решении вопроса: НДФЛ повысить, но только для определенных категорий граждан, у которых заработная плата и доходы выше среднего по стране. Проще говоря — ввести прогрессивную шкалу налогообложения, когда бедный платит в казну меньший процент, богатый — больший.

Правительство и прежде всего Министерство финансов подобные предложения отвергают. Говорят, что это приведет к серым схемам выплаты зарплат и снижению сбора налогов, как уже было в нулевых, пока не перешли к единой ставке в 13%.

«Принимается решение — его надо выполнять, администрировать работу, — замечает независимый эксперт по социальной политике, доктор экономических наук Андрей Гудков. — Работа может быть тяжелой, объемной, а может быть простой. Например, увеличить объем вашей газеты и разнообразить тематику. Или просто изменить оформление. Поднять плоскую шкалу с 13 до 15%, а НДС с 18 до 20% — это минимально трудоемкие решения. Метод действия лентяев».

 В нашей налоговой системе существует огромная проблема: с начала 2000-х годов наша страна продавала сырье за границу, получала валюту, закупала потребительские товары и по сверхбольшим ценам продавала их населению, получая сверхбольшую прибыль.

После вступления во Всемирную торговую организацию России пришлось отменить высокие ввозные пошлины на потребительские товары, а значит, замечает экономист Гудков, страна «зарезала курицу, которая несла золотые яйца». Это привело к социальному дисбалансу в обществе: те, кто много зарабатывают, — мало платят, те, кто мало зарабатывают, — платят много.

«Если вы получаете доход с капитала, то сначала платится 20% налога на прибыль, а потом 13% — ставка НДФЛ. По совокупности — 33%. А если вы зарабатываете мало, то вы платите 13% подоходного налога и часть вашей зарплаты, 30% взносов, работодатель перечисляет в социальные фонды, как бы из своих средств. Итого 43%, — говорит доктор экономических наук. — Если личные доходы превышают один миллион рублей в год, то начинает снижаться ставка страховых взносов. В Фонд социального страхования вообще ничего не платишь, в Пенсионный фонд — 10%. Поэтому платишь около 26%, если у тебя зарплата несколько миллионов рублей в год». 

До сентября этого года депутаты не ожидают предложений правительства по данному вопросу, поскольку парламентарии просто не успеют принять такое важное решение в условиях формирования бюджета на 2019 год. Говорят, что сейчас в Минфине кулуарно обсуждают повышение налогов и ищут себе союзников, которые будут проталкивать столько непопулярное в народе решение.

 Возможное повышение налогов фактически подтвердили и сами чиновники на Петербургском международном экономическом форуме.

 Когда министр финансов Антон Силуанов заявил о том, что правительство в данный момент проводит донастройку налогов, которые не будут меняться в течение последующих шесть лет, то есть до следующих президентских выборов, новый глава Счетной палаты Алексей Кудрин внес важное уточнение: «Изменения будут, и мы не знаем, будет повышение или понижение и каких налогов, но потом шесть лет они меняться не будут».

 «Мало ли кто что говорит, обсуждает и выдает свои мысли в качестве предположения, — парирует первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам, член фракции «Единая Россия» Ирина Гусева. — Я работаю с нормативно-правовыми документами. К нам не поступило ни одного документа. Хотя после ПМЭФ-2018 в Санкт-Петербурге мне задавали очень много вопросов... Мы никаких документов не видели. Как только увидим по повышению налогов, поверьте, я Вам даже могу сама перезвонить и рассказать почему. У нас не всегда совпадает мнение с правительством».

Бизнес-сообщество обеспокоено — говорят, что отрицательных моментов от повышения налогов будет больше, чем позитивных.

 Сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Андрей Назаров рассказал «Шторму», что их организация проводила опрос трех тысяч участников Ялтинского международного экономического форума, чтобы выяснить — почему они не инвестируют в Россию, что их сдерживает. Оказалось, что самая больная точка — постоянная смена правил игры. Повышение налогов в данном случае укладывается в общую логику смены правил: предприниматели теряют возможность прогнозировать развитие своего бизнеса на несколько лет вперед, ведь не известно, что будет дальше.

 «Второе — это ударит по платежеспособности населения и устойчивости компаний. Например, если говорить о застройщиках, то в последние годы цена квадратного метра не поднималась и даже было небольшое снижение за счет инфляции. Удорожание материалов произошло, а квадратные метры не подорожали. Все на себя забрал застройщик, который раньше имел возможность инвестировать, а теперь у него денег не осталось, потому что он строит дороже, а продает дешевле, чем раньше», — без оптимизма замечает Андрей Назаров.

 И так во всем остальном. Повышение ставки налогов уменьшает возможности для инвестирования и прогнозирования. Многие компании придут к банкротству. В этом случае невмешательство в налоговую сферу ранее давало России стабильность, которой привыкли гордиться россияне и которую декларирует высшее чиновничество.

Налогообложение доходов должно быть одинаковым для всех — и бедных, и богатых, напоминает доктор экономических наук Андрей Гудков. Привилегии для какой бы то ни было социальной группы раскалывают общество, в котором начинают развиваться противоречия и появляются все новые и новые проблемы. Население страны перестает обращать внимание на то, какие правительство принимает решения: все равно они все направлены против простых граждан.

 «Если вы получаете доход от акционерного капитала в Германии, вы заплатите налог в 50%. Доход на акционерный капитал — доход, который возникает не вашими трудовыми усилиями. Он возникает в силу того, что у вас есть собственность на капитал, — объясняет экономист Гудков. — Получаемые доходы значительно превышают ваши витальные, культурные и другие потребности. Меньший налог стимулирует то, что называется паразитическим потреблением. Паразитическое потребление — это перевозить свою жопу по морю на яхте, которая больше, чем эсминец военно-морского флота, а стоит примерно столько же, сколько и авианосец».

 От повышения налогов есть один, но очень сомнительный плюс: собираемость федерального бюджета увеличится, станет больше доходов, а соответственно, появятся деньги для исполнения майских указов Путина. Однако когда цены на энергоносители снова дорожают, а социальное напряжение в обществе продолжает нарастать, налоги необходимо, наоборот, снижать, но ни в коем случае не повышать. Это не обеспечит необходимых темпов экономического роста, зато приведет к уже необратимым процессам отчуждения — общество еще дальше отдалится от чиновников, которые, по сути дела, должны выражать интересы этого самого общества.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}