Мнение Татьяна СТАНОВАЯ politcom.ru

"ПУТИНЦЫ" ПЕРЕСАЖИВАЮТСЯ

на "Жигули"

Сегодня "Коммерсант" и "Ведомости" опубликовали список кандидатов в совет директоров АвтоВАЗа. Половина из них - представители государства. Все это дало основание говорить, что АвтоВАЗ фактически национализирован. Информация о покупке 60% акций группой СОК оказались недостоверной. Переход самого крупного производителя автомобилей массового потребления в руки государства является наиболее явным свидетельством интересов близких к президенту чиновников к российским экономическим активам.

Напомним, что председатель совета директоров ОАО "АвтоВАЗ" Владимир Каданников подал прошение об отставке в связи с уходом на пенсию (на момент отставки Каданникову исполнилось 64 года) 27 октября. Внеочередное собрание акционеров, которое переизберет совет директоров, назначено на 22 декабря 2005 г.

Считалось, что при Каданникове акции АвтоВАЗа контролировались менеджментом компании, подконтрольным главе совета директоров. За его время правления завод ни разу не сталкивался с проблемой передела собственности: все "бои" проходили вокруг самого завода, поставок, сбыта. Система АвтоВАЗа известна как одна из самых коррумпированных и криминализированных, в то время как репутация самого Каданникова всегда была достаточной позитивной. С приходом к власти Владимира Путина у АвтоВАЗа дважды возникали проблемы с органами власти. Летом 2000 года в отношении завода было возбуждено уголовное дело по факту изготовления "теневым способом" 280 тысяч автомобилей. 1 октября 2003 года Каданников был допрошен в качестве свидетеля в Генпрокуратуре (дал показания по делу хищения 2033 автомобилей в 1994-1995гг. руководством "ЛогоВАЗа"). Однако оба раза не имели серьезных последствий для завода и его руководства.

Сразу после отставки Каданникова газета "Коммерсант" со ссылкой на источники сообщила, что около 60% акций выкупила "Самарская объединенная компания" ("СОК") - давний партнер АвтоВАЗа, получивший в 2000-е годы фактический контроль над транспортными перевозками АвтоВАЗа, сбытовой сетью, а также комплектующими для автомобилей ВАЗ (37%). Тогда же другая уважаемая газета "Ведомости" заявила, что блокпакет акций получит госбанк: по сведениям газеты, решение об отставке Каданников принимал после консультаций в Кремле. В итоге большинство наблюдателей решили, что госчиновники получат блокпакет, а СОК - около 60%, предоставив государству право определения стратегических направлений развития.

Однако оказалось, что все это не более чем "утка". Государство, судя по всему, так или иначе имеет значительно больше, чем блокпакет акций, и новое руководство АвтоВАЗа будет преследовать интересы чиновников.

Итак, в список кандидатов на места в совет директоров вошли три нынешних его члена: председатель производственного совета АвтоВАЗа Анатолий Мельников, председатель профкома Николай Карагин (оба делегированы компанией ЦО АФК) и представитель миноритарных акционеров, глава AG Capital Альберт Гавриков. Также в совет директоров войдет вице-президент АвтоВАЗа по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию Владимир Кучай и заместитель гендиректора AVVA Дмитрий Разоренов.

"Автомобильный всероссийский альянс" (AVVA), владеющий 38% акций "АвтоВАЗа", предложил в совет директоров главу Федерального агентства по промышленности (Роспром) Бориса Алешина, заместителя генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Владимира Артякова и главу департамента "Рособоронэкспорта" Игоря Есиповского. Внешторгбанк, у которого около 7%, выдвинул трех членов, среди которых старший вице-президент банка Василий Титов и вице-президент ВТБ Валерий Лукьяненко. Кроме того, по данным "Ведомостей", место достанется и еще одному близкому к главе "Рособоронэкспорта" Сергею Чемезову человеку - Максиму Нагайцеву.

Если сопоставить данные двух газет, то получается, что неизвестно лишь имя третьего представителя ВТБ. Нагайцев присутствует в "Коммерсанте" как сотрудник кафедры многоцелевых гусеничных машин МГТУ имени Баумана (газете не удалось узнать его имя). "Ведомости" же представляют Нагайцева как главу ООО "Кате" (оно, оказывается, основано выпускниками МГТУ), которое в конце лета объявило о проекте по строительству в Калининграде завода по производству автоматических коробок передач. Проект как раз и курируют Алешин и Чемезов. Как удалось выяснить, Нагайцев действительно является сотрудником МГТУ им Баумана. Кстати, в 2003 году он опубликовал свою диссертацию на соискание степени кандидата технических наук как раз по работе ступенчатой коробки передач.

Таким образом, фактически в совете директоров "АвтоВАЗа" будет три представителя главы "Рособоронэкспорта" Сергея Чемезова - человека, близкого к президенту Владимиру Путину (Чемезов работал его заместителем в Управделами президента при Ельцине), три представителя от ВТБ и один - от Роспрома. Таким образом, близкие к госчиновникам и госструктурам члены совета директоров получают семь мест из 12, то есть фактически контроль над предприятием. По данным "Коммерсанта", председателем совета директоров станет Владимир Артяков ("правая рука" Чемезова), по данным "Ведомостей" - Борис Алешин.

Большинство комментаторов связывают изменения в совете директоров "АвтоВАЗ" с процессами фактической национализации российской машиностроительной отрасли. Как известно, обсуждается возможность перехода в госсобственность "Силовых машин" и ОМЗ. Значительно увеличилась доля и госсобственности в нефтяной отрасли: "Газпром" купил "Сибнефть", ведутся также переговоры о покупке доли ТНК-BP в "Славнефти". "Роснефть" теперь контролирует бывшее основное добывающее предприятие ЮКОСа - "Юганскнефтегаз".

Однако экспансия госчиновников в российскую экономику не есть национализация. Речь идет не о контроле государственных органов власти над активами, имеющими "общенациональное значение", а о контроле отдельных фигур, близких к президенту, над наиболее прибыльными предприятиями. Это называется уже не государственный капитализм, а государственная олигархия, когда государственные ресурсы и политическое влияние используются как инструмент для получения контроля над активами, а не сами активы используются для обоснованного и понятного всем увеличения госдоли в экономике с конкретными целями. Рано или поздно близкие к президенту люди потеряют свои официальные статусы, а предприятия сохранятся за ними уже как за бизнесменами.

Остается только вопрос, в чьих интересах действует сегодня государственная власть.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}