Мнение Никита ИВАНЦОВ gazeta.ru

ДОГОВОР О ДВУХ КОНЦАХ

Заключая договор о союзнических отношениях с одиозным режимом Ислама Каримова, Россия получает набор реальных политических проблем и потенциальных экономических преимуществ.

Договор о двух концах.

От того, сумеет ли Россия справиться с проблемами и воспользоваться преимуществами этого договора, зависит ее возвращение или невозвращение на постсоветское пространство в качестве эффективного геополитического игрока.

Часть политических издержек документа очевидна. Жестоко подавив антиправительственные выступления в Андижане и заставив США вывести свою военную базу, официальный Узбекистан рассорился с Западом. Ни США, ни Евросоюз не признали убедительной версию властей Узбекистана о событиях в Андижане как о мятеже исламских экстремистов. Этому способствовал и отказ Ташкента от независимого международного расследования андижанской трагедии. Таким образом, Россия берет в стратегические союзники государство-изгоя. О других политических издержках такого договора в России известно меньше. Проблема в том, что Ислам Каримов очень болен и при этом практически не имеет гарантированного преемника. У узбекского лидера нет собственного политического клана и нет сына, как у покойного азербайджанского президента Гейдара Алиева. Что касается старшей дочери Каримова Гульнары, ее шансы на наследование власти крайне малы.

Нет никаких гарантий, что и без того неоднородный, раздираемый внутриклановой борьбой режим Каримова сохранит свои основные контуры и пророссийскую ориентацию после смены главы государства.

Как и нет гарантий, что эта смена будет мирной.

Россия фактически берет на себя ответственность за стабильность самой большой и одной из самых бедных стран Центральной Азии.

Причем делает это после как минимум пяти лет отношений с Узбекистаном на точке замерзания. Ведь Каримов фактически вывел страну из СНГ и все последние годы пытался ориентироваться во внешней политике исключительно на США. При этом потенциальные экономические и отчасти политические преференции Москвы от стратегического союза с Ташкентом тоже весьма велики. Во-первых, Узбекистан обладает крупнейшими на постсоветском пространстве, за исключением самой России, запасами золота. Причем из почти 50 разведанных в стране месторождений эксплуатируется не более четверти. Во-вторых, плато Устюрт считается крайне перспективной нефтегазоносной провинцией. И Россия в обмен на политическую поддержку оказавшегося в международной изоляции режима Каримова вправе требовать от Узбекистана доступа российских компаний к разработке природных богатств нового союзника. Наконец, этот договор может быть использован Россией для укрепления позиций в отношениях с другими, не столь дружественными странами постсоветского пространства.

Экономический ресурс легко конвертируется в политический.

На днях «Газпром» подписал пятилетний контракт с Казахстаном на поставку природного газа по территории этой страны. Таким образом, Россия становится монополистом по транзиту газа из Туркмении, Узбекистана и Казахстана на европейские рынки, практически лишая Украину возможностей закупать газ, не связываясь с Россией. Чтобы избавиться от этой энергетической зависимости, Украине остается договариваться либо с Норвегией, чей газ уж точно не дешевле туркменского, либо с Алжиром. Но во втором случае, учитывая расстояние между странами, прокачка этого газа сделает его по цене даже не золотым, а платиновым. Понятно, что такая газовая ловушка для Украины усиливает позиции России по всему спектру отношений с этой страной.

Договор с Узбекистаном может стать для России своеобразным учебным пособием по осмысленной внешней политике, когда тесное политическое партнерство с той или иной страной увязывается с нашими экономическими интересами и возможностями влиять на отношения с другими странами. При этом не надо строить иллюзий.

Издержки от альянса со столь одиозным и гораздо менее прочным, чем кажется на первый взгляд, режимом могут принести России гораздо больше убытков, чем прибылей.

В любом случае российская военная база в Узбекистане, вероятность появления которой становится весьма большой, гораздо менее выгодна стране, чем контракты российских компаний на разработку золоторудных или нефтегазовых месторождений.

Прежде чем втягиваться в такую опасную геополитическую игру, важно отчетливо представлять себе, что такое сегодняшний Узбекистан, до какой степени он беднее и запущеннее другого стратегического союзника Москвы в регионе – Казахстана. Учла ли российская власть все эти риски, мы узнаем в ближайшие годы.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}