Мнение Джеффри ГАРТЕН ("The Financial Times", Великобритания) inosmi.ru

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В БОЛЬШОЙ ВОСЬМЕРКЕ БУДЕТ ФАРСОМ

Если когда-нибудь и была пародия на руководство посредством личного примера, то это как раз такой случай

28 июня 2005 года. Уже можно предугадать заключительное коммюнике саммита Большой Восьмерки (G-8) в Глениглс 6-8 июля с.г. Вне всяких сомнений, в нем будет поздравительное битье себя кулаком в грудь по случаю прогресса в решении вопроса о списании части долга Африки и увеличении обязательств по иностранной помощи. Наверняка упомянут о важности решения проблемы глобального потепления. Можно ожидать обычных увещеваний в отношении завершения торговых переговоров в Дохе, не говоря уже о путях решения проблемы глобального экономического дисбаланса.

Однако вопрос, который, быть может, имеет наибольшую значимость для самой G-8 - а отсюда и для глобального экономического управления - не был темой консультаций и маневрирования перед саммитом, и вполне возможно, что в итоговом документе G-8 ему будет отведено не больше одной строчки. Это тот факт, что после завершения саммита кресло председателя G-8 займет Россия Владимира Путина.

Если когда-нибудь и была пародия на руководство, то это как раз такой случай. Мир меняется к лучшему благодаря двум тенденциям: большей рыночной свободе и демократизации. Разве это слишком много - ожидать, что G-8 следует поддерживать сразу обе эти тенденции? Но Россия, единственная среди стран-участниц саммита, движется в направлении, противоположном желательному. Тот факт, что Москва будет председательствовать в G-8, сокращает до нуля доверие к этой организации и ее значимость.

Это также делает посмешище из администрации Буша-младшего (George W. Bush), которая настойчиво продвигает идею демократических, ориентированных на рынок обществ во всем мире. Ставить Россию во главе G-8 - все равно, что Организации Объединенных Наций (ООН) позволять Судану и Либерии играть важные роли в Комиссии ООН по правам человека - шаг, который привел к подрыву авторитета данной комиссии и к последующему плану ее радикальной реорганизации.

Факты о России хорошо известны. Г-н Путин разгромил большую часть свободных средств массовой информации (СМИ) в России. Ранее в текущем месяце Кремль сделал новый шаг в этом направлении, когда было объявлено, что "Газпром", управляемая государством газовая монополия, намеревается купить уважаемую газету "Известия". Президент России заменяет избранных региональных политических лидеров собственными назначенцами, централизовав власть в собственных руках и в руках своих близких советников.

Он принял меры к ренационализации энергетического сектора России, создав нефтегосударство со всеми теми проблемами, которые имеют другие страны, столь же сильно зависимые от доходов от нефти. Российские суды осудили Михаила Ходорковского в ходе того, что нельзя назвать иначе, как политическим показательным процессом, а это поставило вопросы относительно того, уважает ли Кремль хоть немного главенство закона. Г-н Путин вмешался в выборы на Украине и сохраняет тесные связи с тоталитарными лидерами в Белоруссии и других репрессивных бывших советских республиках.

Мы все надеемся, что однажды Россия позволит талантливым гражданам построить энергичное открытое общество, которое сделает большой вклад в глобальный прогресс. Но сегодня эта страна мало что может предложить миру. Она не пользуется авторитетом в глобальных экономических делах, потому что, если не брать в расчет нефть, Россия не является игроком - ни в монетарной политике, ни в торговле, ни в иностранной помощи, ни в технических инновациях. Она не пользуется доверием, когда речь заходит о проведении политической реформы; по сути, здесь она являет собой пример самых крупных неудач современного управления в эпоху после "холодной войны".

Ранее на этой неделе мы имели возможность ознакомиться с главными приоритетами г-на Путина в период его председательства в G-8, когда он и премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) проводили совместную пресс-конференцию. Российский лидер хочет увеличить объем помощи бывшим советским республикам. Можно представить, как он будет разъезжать по западным столицам, объясняя, почему эта цель является такой важной, точно так же, как г-н Блэр столь эффективно лоббировал за Африку. Значительно труднее представить себе, как г-н Путин будет призывать своих коллег по G-8 заняться вопросами монетарной стабильности или завершения переговоров Всемирной торговой организации (ВТО), когда Россия даже не является членом ВТО.

Председательство России будет фарсом, и США, Европейскому союзу (ЕС) и Японии следовало бы понять это. Но, даже если они это поняли, им не хватило мужества, чтобы действовать. Американские сенаторы Джон Маккейн (John McCain) и Джозеф Либерман (Joseph Lieberman) были правы, когда несколько месяцев назад предлагали конгрессу США принять резолюцию, которая поставила бы председательство России в G-8 в зависимость от реформ в самой России, однако никто не захотел их слушать. Сейчас уже слишком поздно, а потому я предлагаю две группы вопросов, которые следовало бы обсудить Вашингтону, Парижу, Берлину и Токио в предстоящие несколько дней до открытия саммита.

Первое, когда они соберутся в Шотландии, им следовало бы сказать г-ну Путину - в частном порядке, но убедительно - что они в течение всего года будут оказывать на него сильное давление в пользу осуществления целого ряда политических и экономических перемен. Эти перемены должны будут включать меры по созданию более открытой экономики, освобождению СМИ, улучшению судебной системы и предоставлению бывшим советским республикам возможности идти своим путем, без грубого вмешательства со стороны Кремля.

Им следует сказать ему, что он не должен автоматически рассчитывать на то, что они примут участие в саммите 2006 года, который сейчас планируется проводить в Санкт-Петербурге, если не будет прогресса - что потенциально станет для него серьезнейшим затруднением. Для того чтобы показать, насколько они серьезны, им следует потребовать создания рабочей группы министров G-8 для ежеквартальной оценки прогресса российских реформ.

Второе, им следует вставить в коммюнике в Глениглс некоторые пункты повестки следующего года, чтобы не оставлять г-ну Путину чистый бланк. Например, коммюнике могло бы уточнить, что G-8 займется изучением путей прогнозирования и устранения препятствий к интеграции Китая в мировую экономику - вопрос, который охватывает все, от торговли, валюты и, в самое последнее время, до глобальной экспансии китайских компаний.

Далее, предстоящий год станет хорошим временем для того, чтобы рассмотреть пути реструктуризации самой G-8. Таким странам, как Канада и Италия, нет смысла быть ее членами: они попросту слишком малы и играют несущественную роль на мировой арене. Не следует оставлять в G-8 и Россию, коль скоро там не представлены Китай, Индия и Бразилия. Африка должна быть представлена, так же, как исламский мир. Нужны более тесные связи с Международным валютным фондом, Всемирным банком и ВТО, а также с руководителями бизнеса.

Произойдет ли что-нибудь из вышесказанного? Шансов на это нет. Администрации Буша-младшего нравится слабая и разобщенная G-8, которой она могла бы помыкать. Европейские лидеры заняты будущим ЕС. В любом случае США, ЕС и Япония пасуют, когда дело доходит до противостояния с Россией. Саммит в Глениглс будет таким же непримечательным, как и столь многие из его тусклых предшественников. Но даже если судить по тем низким стандартам, которые установила G-8 в прошлом, когда жезл будет передан Москве, это станет гигантским шагом назад.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}