Мнение «Газета.Ru» gazeta.ru

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНЕР

Кадры, направляемые Кремлем на дипломатическую работу в бывшие советские республики, не свидетельствуют о заинтересованности во влиянии на постсоветском пространстве

Паутина

Принцип номенклатурной солидарности исключает саму возможность отправки проштрафившегося руководящего работника непосредственно на пенсию или, если не вышел возраст, в свободное плавание на общих основаниях. Обычно номенклатурный работник спускается вниз как бы на планере, занимая все менее и менее значительные посты.

В советские времена для выпавших из обоймы руководящих кадров было три стези: сельское хозяйство (как станция пересадки для серьезного понижения), профсоюзное движение и дипломатическая работа – назначение на посольские должности в какие-нибудь далекие и не очень влиятельные на международной арене страны. Говорят, что Михаил Горбачев до сих пор жалеет, что не отправил бывшего первого секретаря МГК Бориса Ельцина послом в Африку – это точно стало бы для него концом политической карьеры.

Сегодня в сельском хозяйстве вращаются слишком большие деньги, чтобы допускать до них посторонних, тем более номенклатурных неудачников. Профсоюзное движение способно прокормить только свое руководство и в связи с давно свершившимся закреплением собственности и ограниченностью заказов в дополнительной номенклатуре не нуждается.

Теперь за всех отдувается Министерство иностранных дел.

В пятницу думский комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками одобрил кандидатуру Дмитрия Аяцкова на пост посла России в Белоруссии. Ранее назначение бывшего саратовского губернатора было поддержано Советом федерации.
Пост посла в Белоруссии станет для «крепкого хозяйственника» Аяцкова первым опытом дипломатической работы. Впрочем, сменит он в Минске тоже не дипломата – сейчас наши интересы в этой стране представляет бывший министр по делам национальностей Александр Блохин.

В целом для руководства российских посольств в странах СНГ профессиональный дипломат – большая редкость. Послом в Латвии трудится видный нефтяник Виктор Калюжный. На Украине нашу страну представляет экс-премьер Виктор Черномырдин, а в Казахстане – его верный соратник, глава аппарата Белого дома в середине 90-х Владимир Бабичев. В Молдавии послом работает бывший глава ЦИК Николай Рябов. Не исключено, что в скором времени послом России станет бывший псковский губернатор Евгений Михайлов, долгое время состоявший в ЛДПР. В Литве российские интересы отстаивает Борис Цепов, карьерный дипломат, специализировавшийся, однако, до того по Африке. Межгосударственные структуры СНГ также давно стали пристанищем для высокопоставленных отставников.

При этом кадровая политика по белорусскому направлению имеет свой особый подтекст, если не сказать аромат.

Как-то так получилось, что туда получают назначения люди, у которых либо уже есть, либо могут возникнуть проблемы с правоохранительными органами.

Так, госсекретарем Российско-Белорусского союза работает Павел Бородин, которому в силу ряда особенностей его трудовой биографии лучше не выезжать за пределы России. Вопросы по этой же части до недавнего времени были весьма актуальны и для Дмитрия Аяцкова. И так же, как у г-на Бородина, они отпали в связи с назначением в Минск. Несмотря на всю справедливость критики в адрес белорусского руководителя за серьезное ограничение демократических свобод в республике, для назначенцев по сравнению с возможной альтернативой – это просто райский выбор.
Но в любом случае отчетливая кадровая тенденция имеет и сугубо политический аспект.

Последние два года на постсоветском пространстве для России сложились неудачно. Причем, что характерно, большая часть неудач произошла именно в странах, где послами работают номенклатурные неудачники. Это не удивительно.

От потерпевшего поражение в аппаратной битве руководящего работника трудно ожидать не то что энтузиазма, но даже видимого интереса к своей новой предпенсионной должности. В лучшем случае малокомпетентный назначенец не будет мешать работе квалифицированного аппарата. Однако, поскольку у номенклатурных работников принято возить с собой свиту, надежда на аппарат невелика. Использование посольских должностей в странах СНГ и Балтии в качестве номенклатурного отстойника является лишним свидетельством того, что заинтересованность российского руководства во влиянии на постсоветском пространстве не более чем декларация. Соответственно, и регулярные поражения Москвы на постсоветском пространстве – закономерность, поскольку нельзя победить к игре, к которой относишься несерьезно.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}