Мнение «Газета.Ru» gazeta.ru

КРЕМЛЕВСКАЯ ЛЕНТА МЕБИУСА

Активность во внешней политике, хотя и без результата, призвана отвлечь внимание от нарастающих внутренних проблем.

Лента Мебиуса

Удивительным образом сочетаются в современной политической жизни задачи, которые официально ставятся кремлевской администрацией, и практическая реализация этих задач, как правило, приводящая к результату, противоположному желаемому. Если, разумеется, речь не идет о банальном отъеме собственности с привлечением отработанной силовой технологии. Постоянна риторика о необходимости усиления влияния России во внешнем мире и восстановления либо создания различных объединений и союзов, подразумевающих лидирующую российскую роль. И практически все, что делается в этом направлении, выводит потенциальных партнеров из состояния задумчивости или рассуждения в сторону простого восклицания: чур меня! Странный способ приглашать на чашку чая, постоянно поигрывая кастетом. Такое впечатление, что в этом направлении процесс интересует организаторов больше, чем результат, либо само это движение призвано сыграть столь любимую новой элитой роль операции прикрытия для отвлечения внимания от чего-то более существенного. Что куда больше беспокоит власть, но совершенно не подходит как тема для общественного обсуждения. Это в полной мере касается и различных политических игр на тему взаимоотношений в рамках СНГ – тем более странных, что в реальной жизни и в реальном времени организация, названная вышеприведенной аббревиатурой, носит больше метафизический характер. Если, разумеется, не считать расходы на содержание разнообразного чиновничьего аппарата присущих аббревиатуре организаций и органов.

Взаимоотношения России со странами СНГ иногда напоминают затянувшийся развод двух супругов, один из которых категорически не признает самого факта развода и надеется, что все вот-вот наладится. К сожалению, в этой роли, как правило, выступает Россия, а вернее, ее руководство. Выглядит все это не слишком аппетитно и, по большому счету, ведет к потере тех возможностей, которые могли бы сохраниться у страны при проведении более продуманной внешнеполитической линии.

Вот, например, Госдума обсудила предложенную Дмитрием Рогозиным поправку в закон «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Суть предложения в том, чтобы разрешить территории, желающей войти в Россию, не спрашивать разрешения у страны, под чьей юрисдикцией она формально находится. То есть Дмитрий Рогозин предлагает наделить Россию правом аннексии любой территории любого сопредельного государства.

Несмотря на то, что поправку отклонили, сам факт обсуждения в российском парламенте такого вопроса неизбежно должен насторожить руководство соседних стран.

И одновременно дискредитировать элиты, ориентирующиеся на Россию, поскольку они автоматически превращаются в возможных пособников аннексии.

Положение усугубляется тем, что инициирует поправки не какая-нибудь маргинальная партийка, а считающаяся весьма перспективной и авторитетной политическая сила, которой прочат большие успехи на следующих думских выборах. Это обстоятельство тоже ускоряет дезинтеграционные процессы на территории СНГ.

На самом деле судьба Содружества независимых государств в любом случае предопределена. СНГ уже практически выполнило свою историческую миссию – амортизацию распада СССР – и постепенно уходило в историю. Истерическая попытка нынешней кремлевской администрации возродить СНГ в целом лежит в русле реставрационной политики Владимира Путина.

Успеха ждать не приходится, зато наиболее очевидное негативное последствие – выжженное поле, на котором будет очень трудно строить добрососедские отношения.

Подтверждением тому – история с выводом российских военных баз из Грузии. Накануне парламент Грузии принял постановление с осуждением позиции России, всячески «замыливающей» вопрос о ликвидации военного присутствия в соседней стране. Собственно говоря, политическое решение было принято в 1999 году. Россия согласилась ликвидировать базы, спор идет из-за сроков и организации процесса. Диалог зашел в тупик, судя по тому, что официальный Тбилиси теперь заявляет: «если стороны не достигнут двустороннего соглашения по выводу российских военных баз из Грузии до 15 мая 2005 года, то потребовать от российской стороны прекратить свое военное присутствие в Грузии до 1 января 2006 года».

Давление со стороны Тбилиси лежит абсолютно в русле современных российско-грузинских взаимоотношений, назвать которые добрососедскими очень трудно. Возможно, если бы изначальный посыл был иным, то и вопрос о базах решался бы более конструктивно. Причины неумной агрессивности российских властей очень хорошо и выпукло объяснила Любовь Слиска, первый вице-спикер Государственной думы. «Что-то надо обсуждать, когда невозможно решить экономические и социальные проблемы собственной страны, – такая тема, чтобы во всем сделать виноватой Россию, российские военные базы», – сказала Слиска.

На самом деле это она про Россию и российское политическое руководство. Взяв курс на фактическую реставрацию советских образцов внутриполитического и экономического уклада, российские власти были обречены реставрировать и внешнюю политику. Хотя бы на территории СНГ, поскольку на аналогичную линию в мировом масштабе нет ни политических, ни экономических ресурсов. Давление на страны СНГ, активное участие в выборах у соседей, заведомо жесткий тон сопровождаются активным пиаром. Населению показывается, что власти не покладая рук укрепляют позиции страны на внешнеполитической арене. А раз так, то даже не стоит их беспокоить вопросами о том, что происходит собственно в стране, – не до того сейчас.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}