Неладно Антон Чаблин svpressa.ru

ЧМ-2018: Цены вырастут в 50 раз, а страна ничего не получит

Кто нагреется больше всего на предстоящем мундиале и почему не удастся отбить затраты.

Чемпионат мира по футболу стартует всего через две недели. Власти уже радостно подсчитывают барыши от 900 тысяч иностранных болельщиков, которые приедут в Россию. Экономический эффект от мундиаля, по официальным подсчетам, составит $ 13 млрд. По мнению экспертов — намного меньше.

Сколько болельщиков приедет на мундиаль?

Финальная часть чемпионата мира по футболу стартует 14 июня. Он продлится месяц: за это время пройдут 64 матча на 12 стадионах в 11 российских городах (только в Москве их будет два — «Лужники» и «Спартак»).

Оргкомитет предстоящего турнира, который возглавляет бывший вице-премьер Аркадий Дворкович, уже подсчитал экономический эффект от главного спортивного события. В период с 2013 по 2018 годы, когда шло строительство спортивных арен, чемпионат мира добавил 867 млрд. рублей к ВВП России. А в течение ближайших пяти лет «отсроченный» эффект составит от 150 до 210 миллиардов рублей ($ 2,43−3,40 миллиарда).

Главный позитивный эффект, считают организаторы, будет связан с привлечением дополнительных туристов, готовых оставлять в России немалые деньги. Какое именно количество иностранцев посетит нашу страну, можно судить по статистике продажи билетов на официальном сайте FIFA. К настоящему времени иностранцам досталось уже почти 900 тысяч билетов.

В первую десятку стран, которые проявили интерес к Мундиалю, вошли США (80 тысяч билетов), Бразилия (66 тысяч), Колумбия (60 тысяч), Германия (55 тысяч), Мексика (52 тысячи), Аргентина (45 тысяч), Перу (39 тысяч), Китай (37 тысяч), Австралия (35 тысяч) и Великобритания (31 тысяча). Также ожидается много болельщиков из Израиля, Египта, Индии, Польши. Самыми популярными, конечно, будут матч открытия и финальная игра, которая пройдет на стадионе «Лужники». И официальные продажи еще не завершились.

Напомним, что на чемпионате мира в Бразилии в 2014 году было почти 3,5 миллиона болельщиков, на мундиале-2010 в ЮАР — 3,2 миллиона, а в Германии в 2006 году — почти 3,4 миллиона. Как видно, по этому показателю чемпионат, который проводится у нас, сильно отстает от других.

Победят ли спекулянтов?!

Государственная дума приняла «временные» поправки в КоАП: теперь за спекуляцию билетами на мундиаль физическим лицам грозят штрафы в размере 25-кратной стоимости билета (но не менее чем на 50 тысяч рублей за раз), а юрлица отвалят в доход государства штраф до 1 миллиона рублей.

Правда, гигантские штрафы не останавливают спекулянтов. По словам советника по вопросам защиты бренда FIFA Алексея Швецова, в России были отмечены первые случаи спекуляции с билетами на чемпионат мира — перекупщики пытаются приобрести билеты около официальных «Билетных центров FIFA». По словам Швецова, увеличилось и количество контрафактной продукции (в особенности в городах проведения матчей финального турнира).

Даже на Avito уже полно объявлений о продаже билетов. Появились и сайты-агенты, где также предлагают билеты почти на любой матч — естественно, втридорога. При этом «Паспорт болельщика» (на его основании и можно пройти на стадион) оформляют, естественно, на другое лицо. А ведь введение системы Fan ID преподносили как панацею от подделок и спекуляций. На поверку оказалось — нет!

Кстати, как показывает опыт Кубка конфедераций в 2017 году, через вторичный рынок было распределено почти 40% из 630 тысяч билетов. Так, может быть, и перед мундиалем стоило не запрещать «серый» рынок, а, наоборот, легализовать его?!

 Пивовары грозятся… водкой

Почти все, кто связан с туризмом, в преддверии чемпионата мира пытаются хорошенько нагреть руки. Вот лишь один пример. Стоимость номера в одной из гостиниц в Калининграде (которая относится к категории «без звезд») в период проведения игр чемпионата мира по футболу выросла почти в 50 раз! Максимальная стоимость ночевки (регулируется правительством) установлена на уровне 2400 рублей, а вот во время проведения игр эту же комнату предлагали… за рекордные 129 тысяч рублей.

И это не какая-то техническая ошибка! Роспотребнадзор в ходе внеплановых проверок обнаружил по всей стране 738 случаев завышения цен на гостиничное обслуживание (больше всего — в Москве и Ростове-на-Дону). Также в 190 случаях, по данным Роспотребнадзора, у гостиниц отсутствовало свидетельство о прохождении классификации.

По фактам выявленных нарушений возбуждено почти две тысячи административных дел и выдано 239 предостережений. Совокупная сумма наложенных штрафов — более девяти миллионов рублей. Но для отельеров, которые озолотятся во время мундиаля, это что слону дробина.

Неразбериха, похоже, не только на гостиничном рынке — но и с производителями пива, с которым, к сожалению, последние годы стал ассоциироваться футбол. Российские производители пива хотят еще больше денег: они направили письма местным и федеральным чиновникам с призывом не ограничивать продажу алкоголя во время чемпионата.

Дело в том, что региональные власти настаивают на ограничении продажи и потребления пива во время международного футбольного турнира. В ответном письме пивоваренные заводы грозят чиновникам: мол, что если будут введены ограничения, то футбольные болельщики будут вынуждены покупать незаконные и более крепкие напитки.

Богданов: ЧМ-2018 — тупиковый путь для экономики

За комментариями «Свободная пресса» обратилась к нашему постоянному эксперту по туризму, директору одного из крупнейших санаториев в Краснодарском крае Дмитрию Богданову.

— На мой взгляд, чемпионат мира не окажет никакого позитивного экономического эффекта, скорее даже отрицательный. Те средства, которые были потрачены на организацию и проведение ЧМ-2018, можно было бы потратить несравнимо более эффективно для экономики страны. Официально это $ 13,2 млрд., или примерно по $ 1,2 млрд на каждый город, где будет проводиться мероприятие…

А теперь представьте себе. Чемпионата нет, а эти деньги направлены на запуск прямых авиарейсов в Сочи и другие города из 15 стран (наиболее для нас интересных), плюс целый год идут промо-туры, реклама российских курорта в этих странах, налаживание связей с тамошними туроператорами и турфирмами…

Профессионалы легко подскажут еще сотню способов, как продвинуть наши курорты с небольшими совсем затратами, и не создавая проблем местному бизнесу, которые принесет ЧМ-2018… И государству будет лучше, так как налогов можно собирать в разы больше. Да и для укрепления имиджа России за рубежом как самой гостеприимной и радушной страны во всем мире это был бы несравнимо больший вклад.

Вот смотрите. Турция никак не тратилась на проведение ЧМ на курортах Антальи. Но это не мешает им выиграть конкуренцию у всех других пляжных курортов мира. И «турецкий» путь в этом случае мне кажется гораздо более близким, чем проведение ЧМ-2018.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}