На грани iz.ru

Подлить масла: конфликтующий с Ереваном Баку начал учения с Турцией

К чему может привести демонстрация силы/

С 29 июля Баку и Анкара проводят совместные военные учения. Они будут продолжаться больше недели и пройдут в том числе вблизи армяно-азербайджанской границы, где недавно обострился старый конфликт двух постсоветских республик. В Ереване уже назвали эти маневры провокацией. Ситуацию обсудили президенты России и Турции. Как вмешательство неожиданного посредника в лице Анкары скажется на стабилизации ситуации — в материале «Известий».

Пограничные маневры
«В нашей стране пройдут азербайджано-турецкие совместные широкомасштабные тактические и летно-тактические учения с боевой стрельбой с участием сухопутных войск и военно-воздушных сил обеих стран. В совместных учениях будут задействованы личный состав, бронетехника, артиллерийские установки и минометы, а также военная авиация и средства противовоздушной обороны армий двух стран» — в таких формулировках минобороны Азербайджана объявило о совместных с Анкарой военных маневрах с 29 июля по 10 августа в Баку, Нахичеване, Гяндже, Кюрдамире и Евлахе.

Во внешнеполитическом ведомстве страны пояснили, что учения состоятся «согласно годовому плану» и «служат для усиления координации и обмена передовым опытом между вооруженными силами двух стран и способствуют укреплению регионального мира и безопасности».

«Одна нация — два государства»
Азербайджан — единственная страна Закавказья, где доминирует тюркское население. Во время существования Советского Союза Баку и Анкара особо не сближались, однако сразу после распада СССР Турция стала стремительно наращивать свое влияние в этом государстве: помогла создать азербайджанские вооруженные силы и повысить их боеспособность, а также сразу поддержала Баку в нагорно-карабахском конфликте с Ереваном.

Турецкие власти неоднократно заявляли, что отношения с Азербайджаном — «одно из самых приоритетных направлений внешней политики страны». «Дружба Анкары и Баку в рамках принципа «одна нация — два государства» в будущем еще более укрепится», — заверял теперь уже бывший министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу.

Баку важен для Анкары в контексте не только внешней, но и внутренней политики. На территории страны проживает свыше 3 млн азербайджанцев, представляющих собой важный электорат. Постепенно в Азербайджане на смену пророссийски настроенным политикам приходят чиновники, получившие образование в Турции. В своих действиях они ориентируются исключительно на политику Анкары.

Государства связывают прочные экономические контакты: Анкара — один из главных торговых партнеров Азербайджана. Помимо этого отношения двух стран носят и стратегический характер, страны участвуют в таких важных проектах, как нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан или газопровод TANAP.

В 1992 году страны подписали договор «О солидарности и сотрудничестве», Турция стала стабильно проводить подготовку военных специалистов для азербайджанской армии и поставлять легкую технику. Более 20 турецких компаний, задействованных в оборонной промышленности, сотрудничают с Азербайджаном. В 2010 году стороны подписали еще ряд договоров о военно-техническом сотрудничестве и пообещали друг другу взаимную поддержку в случае, если одна из сторон «подвергнется военному нападению или агрессии», а также договорились регулярно проводить совместные маневры.

Однако на этот раз военные учения проводятся на фоне обострения конфликта с Арменией — на границе между армянским Тавушем и азербайджанским Товузом прошли самые крупные за последние несколько лет вооруженные столкновения. Стороны обвиняют друг друга в военных провокациях, которые унесли уже два десятка жизней с обеих сторон.

В Ереване резко раскритиковали турецко-азербайджанские военные маневры. В армянском МИДе отметили, что «Турция уже успела дестабилизировать ситуацию в соседних регионах Ближнего Востока, Восточного Средиземноморья и Северной Африки». «Предвзятое и провокационное поведение Турции наносит серьезный ущерб мирному урегулированию карабахского конфликта и подтверждает тот факт, что Турция не может быть вовлечена в какие-либо международные процессы, имеющие отношение к урегулированию конфликта и прежде всего в рамках ОБСЕ», — говорится в комментарии внешнеполитического ведомства.

Обоюдные обстрелы
Первое сообщение о вспыхнувшем конфликте на армяно-азербайджанской границе пришло из Баку 12 июля. В минобороны Азербайджана заявили, что армянские вооруженные силы в нарушение режима прекращения огня обстреляли опорный пункт ВС.

В Ереване заявили, что первые обстрелы начали азербайджанцы. По словам министра обороны Давида Тонояна, к армянским позициям подъехал «УАЗ», из которого вышли азербайджанские военные и направились через границу. Их попросили покинуть территорию. Они ушли, но после этого с азербайджанской стороны открыли огонь, и армяне были вынуждены отвечать.

Еще больше обстановка накалилась через четыре дня, когда Баку пригрозил ракетным ударом по Мецаморской АЭС, расположенной в 37 км от Еревана, если Армения обстреляет стратегические объекты на территории Азербайджана. В частности, речь идет о Мингечевирском водохранилище. Международное сообщество потребовало остановить обстрелы.

С 17 июля обстановка, по оценкам обеих сторон, относительно спокойная. Но при этом практически ежедневно поступают сообщения об обстрелах в районе границы и у линии соприкосновения в Нагорном Карабахе. 27 июля МИД Армении сообщил о гибели армянского военнослужащего в результате снайперского огня со стороны азербайджанских военных. В минобороны Азербайджана при этом обвинили армянскую сторону в 45 случаях нарушения режима прекращения огня.

В тот же день президент России Владимир Путин обсудил по телефону со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом ситуацию в Закавказье на фоне обострения в районе армяно-азербайджанской границы. Российский лидер «подчеркнул важность недопущения любых действий, способствующих эскалации напряженности». «С обеих сторон высказана заинтересованность в разрешении конфликтной ситуации исключительно мирными средствами, путем переговоров. Выражена готовность к координации усилий в целях стабилизации в регионе», — говорится в сообщении пресс-службы Кремля.

«Это лишь разжигает конфликт»
Таким образом, произошедшее отбросило далеко назад процесс карабахского урегулирования, сведя к нулю многие дипломатические успехи, достигнутые за последнее время. В 2018 году в Душанбе встречались президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян. Тогда они договорились принять меры по снижению напряженности на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе. Следующая встреча двух лидеров состоялась в марте 2019 года в Вене, там они решили продолжать прямой диалог и согласовали гуманитарные меры по решению конфликта.

Как отмечает проживающая в Ереване специалист в области международных отношений Армине Манукян, Турция не является посредником конфликта в Нагорном Карабахе. Представители Минской группы ОБСЕ в урегулировании ситуации — Россия, США и Франция. «Традиционно, когда бывают бои в зоне конфликта, активную роль играет именно российское посредничество. И как в апреле 2016 года, мы называем это апрельской войной, и сейчас и Генштаб, и МИД России сыграли большую роль, как заявил премьер-министр Никол Пашинян», — отметила политолог. По словам Манукян, на днях стало известно, что Москва готовит встречу в формате «три плюс два», которая должна состояться осенью этого года. Ее цель — убедить участников конфликта сесть за стол переговоров.

При этом старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, доцент Дипломатической академии МИД России Владимир Аватков в разговоре с «Известиями» отмечает, что Анкара, выступая на стороне Баку в любых конфликтных ситуациях между Азербайджаном и Арменией, становится стороной конфликта. «В отличие от России, которая неоднократно заявляла свою позицию посредника, стремящегося к урегулированию ситуации между двумя этими странами. Турция нуждается в демонстрации себя как лидера тюркского мира и стремится делать всё для того, чтобы привлекать тюркские государства постсоветского пространства в орбиту своего влияния», — отметил эксперт.

По его словам, это вписывается в стремление Анкары быть мировой державой и иметь свою собственную региональную подсистему тюркского мира, где государства следовали бы в фарватере ее интересов. «Турция давно расширяет свое военное присутствие за пределами своей территории. Она имеет базу на территории Катара и борется за свое военное присутствие в том числе в тюркских государствах СНГ. Эти учения — часть плана Анкары по увеличению своего присутствия в указанных государствах и демонстрация своей солидарности с Азербайджаном, готовность усиливать свое влияние в этом государстве», — отметил специалист.

Армине Манукян уверена, что вмешательство Турции лишь еще больше накалит ситуацию. «Анкара всегда поддерживает Азербайджан и его агрессивную политику. Во время этого обострения Турция на всех уровнях поддержала Баку и объявила о готовности вмешаться, если Азербайджан этого захочет. Естественно, это лишь разжигает конфликт, — рассказала эксперт «Известиям». — Турция не собирается учитывать уступки ни со стороны Армении, ни со стороны Нагорного Карабаха, ни со стороны Азербайджана. Сейчас роль Анкары — дестабилизировать ситуацию в регионе».

Опубликовано: 30/07/2020

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}