Руки скованы наручниками. В руках кепка. Только что суд удовлетворил ходатайство следствия об аресте Гафурова. Ему инкриминируемся подстрекательство к убийству (ч. 4 ст.30 УК) и соучастие не менее чем в двух убийствах.
Ильшат Гафуров на видеозаписи выглядит человеком, который не верит в то, что это на его руках наручники.
Да и как поверить, если его могли арестовать еще в 1999 году — а не арестовали. Именно тогда его имя уже фигурировало в материалах уголовного дела об убийстве Айдара Исрафилова, предпринимателя, депутата городского совета Елабуги.
Исрафилова расстреляли 28 августа 1999 года в Москве, на автостоянке возле рынка, расположенного в спорткомплексе ЦСКА. Из припаркованного ВАЗ-2106 выскочил человек в белой куртке и на глазах у десятков людей выпустил в жертву всю обойму из пистолета с глушителем. Киллер тут же запрыгнул в машину и умчался. Был объявлен план «перехват». Через час «шестерку» нашли возле гостиницы «Аэростар». В салоне обнаружили пистолет.
Преступление было раскрыто по горячим следам. Киллером оказался 22-летний Игорь Кулясов, боевик ОПГ «29-й комплекс» из Набережных Челнов.
О том, что Кулясов получил «заказ на ликвидацию», за несколько недель до своей гибели по местному телевидению рассказал сам Исрафилов. Дело в том, что
Кулясов, получив заказ, пришел к жертве и предложил откупиться. Он назвал сумму, уже полученную за «работу» — 20 тысяч долларов, а также имя заказчика — Ильшата Гафурова, в то время мэра Елабуги.
По городскому телевидению предприниматель рассказал, что на принадлежащий ему городской рынок положил глаз мэр города. Но Исрафилов отказался уступать принадлежащий ему актив.
После выступления в эфире городского телевидения Исрафилов написал заявление в прокуратуру. Возбудили уголовное дело о подготовке покушения. Кулясова задержали, но, оказавшись в камере, он замолчал. Поскольку киллер «добровольно отказался от преступления», дело прекратили, а Кулясова отпустили. Он выехал в Москву и 28 августа «доделал» уже оплаченную «работу».
Расследованием убийства Исрафилова занималась прокуратура Москвы, потому что убийство было совершено в столице.
В сентябре 1999-го в эфире НТВ вышел репортаж об убийстве Айдара Исрафилова. Репортаж сильно напугал мэра Елабуги Ильшата Гафурова: в нем на всю страну прозвучала версия, согласно которой предпринимателя заказал мэр Елабуги. И рассказал об этом оперативник 6-го отдела Елабужского РОВД. Правда, на условиях анонимности, с измененным голосом и закрытым лицом, — но в МВД Татарстана быстро вычислили своего сотрудника. Им оказался Владимир Горшков. Руководство пожурило офицера, но никаких оргвыводов «за утечку оперативной информации» делать не стало. Горшков продолжал работать, а в 2001 году вышел на пенсию.
Осенью 2012 года я поехал в командировку в Татарстан, собирать информацию об ОПГ «29-й комплекс». У меня было много встреч с бывшими оперативниками и членами этой банды, многие из «пехотинцев» которой уже успели отсидеть назначенные судом наказания за различные преступления, совершенные в 90-х, и выйти на свободу. Встретился я и с бывшим оперативником Владимиром Горшковым. Он не стал отказываться от своих слов, произнесенных в эфире НТВ в 1999 году.
В конце командировки меня принял прокурор Татарстана. В то время им был Кафиль Амиров. И я спросил его, почему в 1999 году даже не стали рассматривать версию, озвученную еще при жизни самим Исрафиловым, а уже после резонансного убийства и опером Горшковым?
Договариваясь о встрече, я проинформировал помощников прокурора, какие вопросы меня интересуют. И Амиров оказался готов к ответу на мой предельно прямолинейный вопрос. И показал мне официальный документ, подписанный им еще в сентябре 1999 года (тогда Амиров уже был прокурором республики). Это было письмо прокурора Татарстана прокурору Москвы Сергею Герасимову, в ведении которого и находилось расследование резонансного преступления. Прокурор Татарстана предложил московскому коллеге обратить внимание на предупреждение Исрафилова, прозвучавшее в эфире местного ТВ, а также на оперативную информацию, позже озвученную Горшковым в эфире НТВ.
— Почему прокуратура Москвы проигнорировала это письмо? — спросил я Амирова.
— А ты вспомни, какое это было время. Это же осень 1999 года, разгар предвыборной кампании в Госдуму, пик противостояния лужковско-шаймиевского блока «Отечество — Вся Россия» с «Единством» Шойгу, — тяжело вздохнул прокурор и продолжил:
— Широкое обнародование информации о подозрениях в причастности мэра Елабуги к убийству Исрафилова могло ударить по рейтингу лужковско-шаймиевского блока.
Возможно, именно поэтому Герасимов, близкий к Лужкову, и решил «не заметить» мое письмо.
3 октября 2012 года было опубликовано мое расследование «Комплекс возвращается», в котором я рассказал и об убийстве Ирафилова, и о возможной причастности к этому преступлению Ильшата Гафурова, в 2010 году назначенного ректором Казанского университета, и о связях Гафурова с лидерами ОПГ «29-й комплекс» из Набережных Челнов.
В Татарстане это расследование наделало много шума. Через несколько лет мне показывали ксерокопии бумажной версии «Новой» с этой публикацией. И, по словам очевидцев, такими ксерокопиями были заполонены Казань, Набережные Челны, Елабуга…
Кроме того, вскоре после публикации замдекана факультета журналистики и социологии Казанского университета Искандер Ясавеев обратился в Генеральную прокуратуру России и попросил проверить причастность ректора к преступлениям. В том числе и к убийству Айдара Исрафилова. Ясавеев приложил к заявлению мое расследование.
Но в 2012 году заявление Ясавеева Генпрокуратура проигнорировала.
В июне этого года депутат татарстанского парламента и ректор Казанского университета Ильшат Гафуров выступил с инициативой запретить детям играть в пейнтбол и страйкбол, потому что эти игры «учат стрелять в человека». И как раз в это время, в начале лета, заговорили лидеры ОПГ «29 комплекс», известные в криминальном мире по кличкам Рузаль, Ерема и Алик. Благодаря их показаниям в сентябре в Елабуге были откопаны тела двух человек, к убийствам которых, по версии следствия, также причастен Ильшат Гафуров.
Конечно, у Ильшата Гафурова есть надежда избежать наказания — по истечении срока давности. Но ректору Казанского университета инкриминируются преступления по пунктам «ж» и «з» части 2 ст.105 — а это в том числе и убийство по найму. И ответственность — вплоть до пожизненного лишения свободы, что само по себе лишает подозреваемого надежды на безусловное применение к совершенному деянию 15-летнего срока давности. Это уже право суда, а не обязанность.
Опубликовано: 23 декабря 2021 г
Комментарии
Спасибо за сообщение, Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Добавить комментарий