Jet-lag eadaily.com

История с черногорской автокефалией закончена. Или нет?

Последние дни черногорская действительность живет в двух параллельных измерениях: светские власти страны утверждают, что Фанар поддерживает их стремление получить автокефалию и ослабить влияние Сербской православной церкви, представители СПЦ, напротив, говорят, что Константинополь поддерживает только их право оставаться единственной признанной православной церковью на этом кусочке Западных Балкан.

В конце июня черногорскую и не только общественность буквально всколыхнула новость о том, что Вселенский патриарх Варфоломей направил письмо черногорскому президенту Мило Джукановичу, в котором недвусмысленно выразил поддержку именно Сербской православной церкви как единственно канонической и признанной мировым православием деноминации.

«Этим письмом вам мы четко и открыто сообщаем, что Вселенская патриархия вместе с остальными православными церквями в качестве единственной православной юрисдикции в Черногории признает ту, что находится под руководством митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (СПЦ), — процитировали СМИ послание Варфоломея.

— Недавно мы во Вселенской патриархии были удивлены, узнав, что вы высказали свою поддержку созданию „Черногорской православной церкви“ и что правительство вашей страны утвердило законопроект о свободе вероисповедания, который предполагает передачу в госсобственность всех православных церквей, построенных до 1918 года, и другого церковного имущества… Черногорская церковь никогда не была автокефальной, а Черногорская православная церковь под руководством Мироша Дедеича не принадлежит к православному миру. Господин Дедеич не епископ, а лицо, лишенное сана Вселенской патриархией…»

Казалось бы, после такого самостийным властям Подгорицы следует положить проект черногорской автокефалии под сукно и распрощаться с мечтами о томосе по украинскому образцу. Однако ответная реакция администрации Джукановича была такой:

«Мы ознакомились с содержанием этого письма исключительно из СМИ, где оно было опубликовано с подачи Черногорско-Приморской митрополии СПЦ. Сами мы никакого письма не получали, потому не станем его комментировать».
Самое занятное, что вышеупомянутого письма, якобы адресованного Варфоломеем Джукановичу, нет и на сайте Вселенской патриархии, несмотря на то, что его уже поспешили процитировать многие греческие сайты.

И сам Вселенский патриарх словно в рот воды набрал, не подтверждая и не опровергая факт наличия подобного послания. Молчит по поводу и митрополит-расстрига — вышеупомянутый глава ЧПЦ Михаил (Мираш) Дедеич, хотя ранее этот старец на слова не скупился, сыпя оскорблениями и проклятиями словно из рога изобилия. Так, например, в свое время он публично приложил и самого Варфоломея, обозвав того «турком».

И подобное молчание, безусловно, дает повод для различного рода инсинуаций. А также четко лишний раз показывает, кто чего стоит в завязавшейся геополитической игре. Так, представители СПЦ, близкие к Черногорско-Приморской епархии, ранее неоднократно выражавшие солидарность с РПЦ по украинскому вопросу, теперь стараются дистанцироваться от него.

«Мы на протяжении последних месяцев постоянно подчеркивали, что ситуация на Украине и в Черногории в церковном смысле не имеет точек соприкосновения, и сегодня я могу сказать, что в геополитическом смысле она совсем не идентична, — заявил СМИ представитель юридического управления СПЦ, представитель вышеупомянутой епархии протоиерей Велибор Джомич. — Константинопольский патриарх ясно дал понять, что не планирует и не планировал никаких действий, на которые ссылались некоторые безответственные деятели Черногории. Константинопольский патриарх проявил заботу, внимание и любовь к православным людям в Черногории…»

Напомним, что РПЦ разорвала каноническое общение с Фанаром после того, как Константинополь дал Украине томос об автокефалии, по сути, создав собственный филиал на Украине под названием ПЦУ. И СПЦ поддержало в этом церковное руководство Москвы, возможно, опасаясь собственных и по сей день неуврачеванных расколов — черногорского, македонского и в некоторой части хорватского: созданный еще при усташеском режиме в годы Второй мировой проект Хорватской православной церкви хоть ныне и существует в зачаточном состоянии, но все-таки существует. И вот теперь представитель СПЦ говорит о Варфоломее, которого некоторые горячие головы в РПЦ, отбросив всякую дипломатию, иначе как «ересиархом» не называют, что тот проявил «заботу, внимание и любовь».

Впрочем, документы подтверждают, что у СПЦ, а точнее у Черногорско-Приморской митрополии, сложились если не братские, то вполне себе партнерские отношения с той самой ПЦУ. Например, практически все провластные медиа с удовлетворением отметили, что представитель непризнанной ЧПЦ некий архимандрит Борис Божович сослужил новоявленным украинским автокефалистам на празднике Богоявления в Киеве.

Но при этом умолчали, что ПЦУ в лице ее главы Епифания Думенко впоследствии отправила письмо митрополиту Амфилохию, в котором «с великой скорбью» извинялась за это, уверяя, что подобное произошло «непреднамеренно», но по «халатности большего числа сослуживших священников», а также в том, что возглавляемая Думенко «молодая поместная церковь» имеет церковное и каноническое общение исключительно «с нашей матерью — со Святой Великой Церковью Христовой и Вселенским патриархом, с теми с кем общаются они и ни с кем более». Молодежь, что с них взять.

Надо признаться, что отговорки про «халатность большего числа священников» звучат надуманно, и если верить им, то остается разве что посоветовать Думенко провести масштабную чистку кадров, хотя кто там, собственно, останется, если отнестись к процессу всерьез? Однако на ум приходит иное: создается впечатление, что появление «архимандрита Бориса» в Киеве не было случайностью. И совпало как раз с громкими заявлениями Джукановича и Дедеича о том, что процесс получения ЧПЦ автокефалии находится чуть ли не на завершающей стадии. А теперь, когда стало понятно, что не сложилось, — можно и извиниться.

Правда, понятно не до конца — Фанар, повторимся, официально ситуацию с письмом не комментирует. А значит, остались еще аргументы для торга. Пока же можно подвести некоторые итоги: то, что Варфоломей не простит Дедеичу ни его поведения в прошлом, за которое тот был предан анафеме, ни его слов, было ясно изначально. Однако, как известно, незаменимых не бывает. Это первое. Второе: Константинополю в его нынешнем положении был резон вступать в борьбу за Украину, поскольку это прежде всего огромная территория, да еще и с большой сетью зарубежных приходов.

По сравнению с этим ЧПЦ — карлик, не пользующийся достаточным авторитетом у верующих в самой Черногории (70% населения страны относят себя к верующим СПЦ), который будет не в состоянии заполнить собственными расстригами даже те храмы и монастыри, которые государство заберет для нее у СПЦ. И входить ради этого в конфликт с СПЦ вряд ли имеет серьезные резоны.

Опять же, наблюдая недавние выходки Филарета на Украине, во Вселенском патриархате четко поняли, какие издержки несет в себе процесс «томосизации». Опять же, где-где, а там точно знают, что может вытворить Дедеич, обзаведясь легальным статусом.

Но Фанар молчит. А Джуканович на недавнем собрании своей Демократической партии социалистов, прошедшем уже после опубликования «письма Варфоломея», в очередной раз дал понять, что намерен «урегулировать церковный вопрос». И, зная особенности нынешней черногорской политики, понимаешь и то, что это не самодеятельность черногорского лидера, а мнение тех, кто стоит за ним. То есть западных кураторов нынешнего черногорского проекта. Соответственно, торг продолжается, и идет поиск новых аргументов. И ставить точку во всей этой истории еще рано.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}