Интервью Любовь ШАРИЙ politcom.ru

ЧТО ПОЗВОЛЕНО КОСОВО - НЕ ПОЗВОЛЕНО ПРИДНЕСТРОВЬЮ

Политическая ситуация вокруг «мятежного» Приднестровья опять обострилась. После того как блокада на ввоз в непризнанную республику украинских товаров была почти полностью снята, Европарламент призвал Приднестровье уступить требованиям Кишинева и зарегистрировать свои «хозяйствующие субъекты» в Молдавии, таким образом обеспечив беспрепятственное перемещение товаров через границу Приднестровья с Украиной.

Об этом говорится в резолюции, которая размещена на официальном сайте Европарламента. В ней также содержится призыв к России 'незамедлительно прекратить поддержку приднестровского режима и без всяких условий вывести войска и тяжелую технику из региона'. Об ситуации вокруг Приднестровья «Политком.Ру» беседует с заместителем директора Института стран СНГ Владимиром Жарихиным:

- Что послужило причиной нынешнего обострения?

- Сейчас обостряется ситуация во всех так называемых непризнанных государствах. Потому что вот-вот будет решен вопрос с Косово, и, скорее всего, в сторону признания его независимости. Поэтому страны, которые хотят возвращения «взбунтовавшихся» территорий, нервничают.

Вторая причина в том, что и США и Европе выгодно сейчас максимально обострить ситуацию в Приднестровье, чтобы подчеркнуть тем самым, что ситуация там совсем не такая спокойная и что Косово вовсе не прецедент.

Наконец, третья причина. Руководство МИДа Украины понимает, что оно вряд ли сохранится в новом правительстве, и потому стремится совершить максимальное количество действий, способных осложнить отношения будущего правительства Украины с Россией.

Это, на мой взгляд, основные причины, вызвавшие обострение. При этом надо сказать, что украинское руководство идет сейчас на то, чтобы действовать поперек собственного плана Ющенко, в котором предполагается сначала изменить государственное устройство Молдавии на федеративное (сейчас Молдавия – унитарное государство), а потом уже объединять с Приднестровьем. В данном же случае Приднестровью предлагается подчиниться законам Молдовы, которые сформированы на основе унитарной конституции.

- По поводу второй причины. Почему Европа и США так заинтересованы не признавать Приднестровье?

- Они признают независимость своих друзей и не признаются друзей России. По этой логике Лукашенко - диктатор, он проводит выборы с нарушениями, а Мушарраф, пришедший к власти насильственным способом не диктатор, а полезный человек. И так далее по списку.

О двойных стандартах. Представьте, если бы КГБ Белоруссии арестовало бы шведского студента с обвинениями в шпионаже, какой бы шум поднялся в Европе!

- Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация?

- Россия пока к Украине даже симметричных мер не приняла. Но прогноз пока неутешителен - даже если партия Витренко возьмет 90 процентов, Борис Тарасюк будет оставаться главой украинского МИДа три с лишним месяца.

Но в то же самое время украинское правительство и сейчас неоднородно. Есть националисты – Тарасюк и Ивченко, - но есть и люди более вменяемые. Так что там внутри тоже идет борьба, и она видна по противоречивым заявлением и действиям украинской стороны.

- Какие меры может применить Россия сейчас? Или целесообразнее ждать смены украинского правительства?

- Россия может ведь тоже границы для украинских товаров перекрыть. Но да этого дело, думаю, не дойдет – все-таки там не один Тарасюк на Украине правит бал.

Все не так просто. Верховная Рада формирует правительство, за исключением министра обороны и министра иностранных дел – их назначает президент. Но он, разумеется, не может «перпендикулярно» всему правительству назначать министров. А приблизительный расклад сил на выборах в Раду такой: чуть больше трети у Партии регионов, чуть больше трети – у «Нашей Украины» плюс блок Тимошенко, от которых принципиально зависит возможность формирования того или иного парламентского большинства. То, что коммунисты и социалисты пройдут, более-менее ясно. А вот блок Литвина и партия Витренко – в пограничной зоне. И от того, пройдут они или нет, будет многое зависеть в том числе в украинской внешней политике.

- Велика ли возможность российско-молдавских договоренностей?

- Молдова еще больше, чем Украина, зависит от внешних влияний. Поэтому ее позиция сама по себе она не играет существенной роли. Ведь в чем особенность приднестровского конфликта и в чем его отличие от всех других подобных конфликтов? Там ни с той, ни с другой стороны не было этнических чисток, спокойно на своих местах живут и молдаване, и русские, и украинцы. В этом смысле он более перспективен, чем кипрский.

И есть две причины, которые мешают его разрешению. Первое – это стремление Европы решить в пакете с приднестровской проблемой проблему вывода российских миротворцев. И второе и главное – это нежелание молдавского руководства осуществить объединение, которое опять-таки проистекает из двух причин: они боятся, что значительно более успешное и популярное руководство Приднестровья войдет в общее политическое пространство и вытеснит молдавское и что Приднестровье значительно больше ориентировано на российскую экономику, а это, на их взгляд, может затруднить Молдове вход в Евросоюз. Последняя перспектива является совершенно иллюзорной. Из последних заявлений европейских руководителей со всей очевидностью вытекает, что калитка на ближайшее 30 лет закрыта.

- В какой плоскости лежит решение приднестровской проблемы?

- Если будет принят план Козака по входу Приднестровья в состав Молдовы как широкой автономии, на который в какой-то момент согласилось молдавское руководство. Был момент, когда обе стороны были согласны с этим планом. Но все затормозилось из-за Европы, которая не захотела, чтобы гарантом этого слияния были, как это предполагалась по плану, наши миротворцы. Хотя известно, что миссия российских миротворцев в Приднестровье - самая успешная миротворческая операция за последнее десятилетие. За время ее проведения на этой территории не прозвучало ни одного выстрела.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}