Гайд-парк rus.dialogueofcivilizations.org rus.dialogueofcivilizations.org Правила использования раздела

Тезисы доклада Президента МОФ

Уважаемые дамы и господа! Дискуссия о вызовах сегодняшнего дня и о поиске ответов на них обретает особый смысл и звучание на Североамериканском континенте. Государства, находящиеся в Северной Америке, играют особую роль в мировом развитии. Роль Канады в мировых процессах не может быть переоценена, и мне хотелось бы от имени российской делегации поблагодарить Вас за гостеприимство и готовность к диалогу.

Наша сегодняшняя встреча продолжает ряд мероприятий, составляющих обширную ежегодную программу Мирового Общественного Форума "Диалог цивилизаций". Эта программа включает в себя международные региональные конференции и уже традиционную заключительную сессию, которая пройдёт осенью на греческом острове Родос в период с 10 по 14 октября.

Цель Форума - организация пространства конструктивного диалога представителей мировых цивилизаций. Это диалог, который отталкивается от совместного анализа и оценки глобальной ситуации. Это общее самоопределение относительно вызовов эпохи. Это артикуляция общих ценностей, общих стратегических установок, и как следствие - реализация проектов и программ, направленных на создание конкретных институализированных форм межцивилизационных связей. При этом участники форума согласились, что собственно диалог в подобном определении осуществим именно на индивидуальном уровне и на уровне общественных, гражданских институтов. Этот процесс нельзя путать с межгосударственными формами сотрудничества в силу их четко выраженной политизации.

Мировой Общественный Форум "Диалог цивилизаций" нацелен на обращение к ценностному фундаменту цивилизаций, на вовлечение в размышления о судьбах мира широких общественных сил, остро ощущающих негативные последствия глобальных перемен. Обратите внимание: что бы человечество не изобретало - все способно нести угрозу существованию самой земной цивилизации в целом: от познания тайн атома до сверхинформатизации постиндустриального общества с точки зрения разрушения духовности обществ.

Трансформации традиционных ценностей под воздействием происходящих сегодня изменений в области международной политики, экономики, общественной жизни требуют взвешенного отношения к глобализации и, главное, осмысленного участия в этом процессе. Мы считаем, что ценностная ориентиры, так же, как и экономическая и политическая составляющие должны быть представлены в стратегии мирового развития. Это единственная разумная альтернатива пассивному созерцанию упадка ценностного потенциала, исторически накопленного существующими цивилизациями.

Выраженным симптомом глобального развития событий является не столько интернационализация капиталов, не столько стирание грани между внутренней и внешней политикой государств, сколько расширение действия информационных технологий, обеспечивающих беспрецедентную доступность информационных потоков для любого пользователя в любой точке мира.

Сегодня мы оказываемся в единой информационной ситуации. В связи с этим диалог ради совместного самоопределения, совместного поиска ответов на вызовы времени становится остро необходимым.

У этой необходимости есть и другой аспект, уже в большей степени связанный с геополитической ситуацией. Мы считаем, что в наше время первостепенную важность приобретает поиск перспективной социо-культурной парадигмы в качестве самостоятельного ресурса мирового развития.

Как правило, система координат мирового политического пространства обычно основывается исключительно на представлении о политическом, экономическом и военном потенциале как основах внутригосударственных и межгосударственных отношений. Такое положение всё более связывается с понятием глобальной иерархии и управляемости сословно построенного мира.

Вместе с информационной революцией всё более распространяется идеология нового глобального общества потребления с неизбежным подавлением одних цивилизаций или составляющих их народов в интересах других, бурное развитие цивилизационного экономического и культурного эгоизма. Реакцией на эту новую идеологию стал целый ряд процессов, начиная от роста во всём мире национального самосознания и заканчивая национализмом, религиозным экстремизмом и международным терроризмом.

Для того чтобы, даже приблизительно осуществить экспертизу современного состояния общественных ценностей, нужно хотя бы задуматься о них. Мы приходим к печальному выводу, что основой современной массовой идеологии является не столько продвижение демократической гуманистической парадигмы, сколько силовое вовлечение в расширенное потребление всё новых групп населения планеты. Это осуществляется не только средствами агрессивной рекламы новых продуктов и потребностей, но и насильственным насаждением определённого жизненного стиля и жизненного устройства.

Тема безопасности, которая с новой силой заявила о себе в связи с угрозой международного терроризма, предстает в этой связи в новом ракурсе. Международный терроризм - это симптом тотального ценностного кризиса. Показательной чертой экстремизма, яростно апеллирующего к религии и морали, является социальная маргинализация, сопровождающая обесценивание нравственных установок общественного сознания.

Много говорится об охране окружающей среды. Но мы должны говорить и об охране социума и об охране духовной среды. Сегодня эта среда в опасности и эта проблема, на наш взгляд, является ничуть не менее актуальной, чем экологические катастрофы или перспектива наступления новой эры ядерного противостояния. Недооценка этого фактора в перестроечной России в 90-е годы ХХ века привела к катастрофической деградации не только общественных институтов, таких как семья или общественные объединения, но к обесцениванию как человеческой жизни, так и значения норм морали российского общества.

Главным фактом гуманитарного кризиса является утрата стратегических ориентиров. Между тем перспективный ресурс развития состоит в первую очередь в видении образа собственного будущего, в наличии стратегии будущего, которая в равной мере опирается как на творческую инновацию, так и на духовно-культурный потенциал исторического опыта.

Опора лишь на материально-техническую основу жизни, тотальное потребительство не дают осмысления сущностных вопросов: о смысле прогресса, о конкуренции и справедливости, о человеке и природе, о цивилизационной уникальности и взаимопонимании, роли государства и общества, соотношения общественного и частного. Отказ от решения этих вопросов тормозит развитие мирового сообщества и ведёт к его саморазрушению.

Работа Мирового Общественного Форума посвящена формированию перспективного ресурса, т.е. поиску стратегических ориентиров и артикуляции ценностных координат. Мы работаем над тем, чтобы Форум смог собрать тех, кто сегодня формирует общественное мнение и кто способен внятно артикулировать мысль о том, что необходимо ориентироваться не только на вызовы сегодняшнего дня, но и на перспективы будущего, на то, что произойдёт через десять-двадцать - пятьдесят лет. Это позволит по-новому увидеть картину сегодняшнего дня, и то, что сейчас кажется незначительным, обретёт особый вес и смысл. Тогда возникнет уверенность в перспективном ресурсе наций, который связан не столько с экономическими показателями, сколько с духовно - культурным потенциалом, с внутренней цивилизационной стратегией.

Темы и место проведения нашей конференции выбраны совершенно не случайно. История становления и развития Канады, формирование её уникального общественного устройства демонстрируют попытку интеграции и органичного сочетания множества цивилизационных и культурных традиций с учетом особенностей этих традиций и без ущерба для их сохранения. Это касается как коренного населения Канады, так и его основной массы, сформировавшейся за счет миграционных потоков из самых разных точек планеты.

В настоящее время Канада занимает одно из ведущих мест в мировой экономике. Богатые природные условия в сочетании с классической смешанной системой хозяйствования, основанной на мягком балансе свободного рынка и государственного участия в экономике, позволяют стране занимать лидирующие позиции на рынке энергетических ресурсов и рынке сырья. Эффективность канадской экономики находит свое отражение и в развитии социальной сферы.

Важным для мирового сообщества социальным достижением страны является, прежде всего, то, что 99% населения Канады имеют среднее или высшее образование, а многие учебные учреждения страны стали общепризнанными мировыми центрами образования, в которых охотно обучаются молодые люди из многих стран мира. Конкурентоспособность канадского образования не вызывает сомнения и, на наш взгляд, это объясняется спецификой его происхождения и построения на базе естественного полилингвизма и мультикультурности общественного устройства Канады.

Таким образом, мы уверены, что конференция по избранным темам позволит нашим канадским друзьям и коллегам выбрать и обсудить с нами, не только теоретически, но и, исходя из обширной исторической и современной общественной практики Канады, проблемы, о которых говорилось выше и которые ждут своего решения.

Спасибо за внимание!

Орфография, стиль и пунктуация оригинала материала сохранены.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}