Выборы Екатерина Винокурова znak.com

Полпреды и губернаторы обеспечат результат

В Кремле придумали, как организовать штабы «основного кандидата» в регионах.

кремль,президент,выборы,Региональные штабы

Региональные штабы «основного кандидата» Кремля на президентских выборах 2018 года будут разворачиваться по привычному сценарию: их возглавят губернаторы, а в некоторых регионах на помощь призовут полпредов. Это обсуждается на совещаниях в администрации президента, которые проводит первый замглавы АП Сергей Кириенко, говорит источник, близкий к администрации.

«Предполагается, что в регионах, где губернатор имеет хороший рейтинг и контролирует ситуацию, за результат главного кандидата будет отвечать он. В регионах, где региональная власть слаба, ситуацию будут контролировать полпредства», — рассказывает источник, добавляя, что аналогичная схема действовала и на выборах президента в 2012 году.

В 2012 году параллельно работало два штаба кандидата Владимира Путина. Один из них — публичный — возглавлял известный режиссер Станислав Говорухин. Он работал с доверенными лицами и занимался внешней стороной кампании. Второй штаб — технологический, занимавшийся реальной организацией выборной кампании, был замкнут на внутриполитический блок администрации президента, который тогда курировал Вячеслав Володин. В регионах работа так же поручалась либо популярным губернаторам, либо полпредам, и там тоже существовали «публичные» и «технологические» штабы.

Нынешняя схема выглядит похоже, серьезных изменений по сравнению с предыдущим выборным циклом не будет, говорит собеседник, близкий к администрации.

В одном из полпредств эту информацию Znak.com подтвердили.

Эксперты отмечают, что пока такая конструкция говорит об инерционном сценарии кампании. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев говорит, что это «предсказуемо и несколько скучно».

«Главная инновация — утечка про последний срок Путина, — говорит он. — Видимо, эта информация должна всё перевернуть. Раз президент не пожизненный, значит, кампания „электоральная“. Раз это последние для Путина выборы, значит ставки и спрос повышаются. Конкуренция среди губернаторов за явку и результат — решение ожидаемое. Мол, сделайте результат, но без эксцессов».

По мнению эксперта, эмоциональной составляющей кампании станет «последняя возможность проголосовать за Путина». Организаторы кампании будут раскручивать тему народной благодарности за прожитые с Путиным благополучные годы, акцентироваться на внутренних проблемах страны, предлагать новую повестку развития. «Ставка делается на то, что „рейтинговые“ губернаторы или полпредства компенсируют недостаток содержания и мотивации кампании», — поясняет Калачев.

Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает выбор консервативной схемы «рациональным». «В 2012 году ситуация была существенно сложнее, только что прошли массовые протесты в Москве. И эта схема сработала. Сейчас ситуация легче, элита более консолидирована, протест ослаб — поэтому отказываться от проверенной технологии было бы нерационально», — считает Макаркин.

Политолог Аббас Галлямов считает, что будет логично, если полпред и глава субъекта будут действовать совместно. По его словам, в регионе кто-то подчиняется губернатору, а кто-то федеральным властям. На пару они найдут общий язык с кем угодно, но главное, чтоб они не конфликтовали между собой.

«Плохо не то, что они ничего нового в смысле администрирования не изобрели. Если схема работает, то зачем ее ломать? Плохо то, что они административную телегу ставят впереди смысловой лошади. О содержании кампании ещё ничего не известно, а новости о ее организационных формах появляются каждый день. Приоритеты явно перепутаны», — отмечает Галлямов.Руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Татьяна Становая считает, что нужно разделять два аспекта: электоральный и административный. «Выборы — это прежде всего мобилизация, для чего без административного ресурса не обойтись. И тут других механизмов, кроме губернаторского, у Кремля нет, — говорит она. — Сейчас можно также услышать, что мобилизация будет идти и через госкорпорации. Однако это может быть лишь вспомогательным, а не альтернативным механизмом. Поэтому даже в тех регионах, где губернаторы слабы, в плане административного ресурса им нет никакой альтернативы»

«Да и все опыты, основанные на заигрывании с разного рода параллельными политическими институциями ни к чему хорошему не приводили, — напоминает Становая. — Результат кандидата можно было повысить, зато тут же начиналось расщепление административного ресурса, что скорее опасно для всей „вертикали“ (например, попытки создания второй партии власти на базе „Справедливой России“ или альтернативной пропутинской силы за счет ОНФ)». 

Она полагает, что, скорее всего, полпредства будут представлены в качестве своеобразного предвыборного «костыля» к тем непопулярным главам, которые будут «тянуть» результат Путина вниз. 

«И как бы ни дистанцировали слабых губернаторов от кампании, более низкие проценты Путина на выборах им в любом случае зачтутся „в минус“ в будущем, даже если отвечать за результат формально будет полпредство, — говорит Становая. — Тут важно понимать, что полпредства не несут такой социальной и политической ответственности, как губернаторы, и спрашивать с них по всей строгости никто не станет». 

Не следует противопоставлять губернаторов и полпредства, считает Становая. Представительства президента являются лишь посредниками между администрацией президента и руководителями региона, политических функций у этого института так и не появилось.

«Поэтому будущая кампания будет построена, как и в предыдущие годы, на региональном административном ресурсе, при условии, что в одних регионах будет допускаться пропутинская публичная активность губернатора (если он популярен), а в других регионах — нет», — считает Становая.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}