Выборы Наталья ГОРОДЕЦКАЯ kommersant.ru

Конституционный суд посчитал законным отказ от выборов

на самом местном уровне.

Конституционный суд посчитал законным отказ от выборов на самом местном уровне. Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ.

Конституционный суд разрешил не избирать районные парламенты. Положение закона о местном самоуправлении, позволяющее формировать парламенты муниципальных районов путем делегирования в них глав и депутатов поселений, признано КС законным. В то же время суд посчитал необходимым внести поправки в закон, обеспечивающие участие населения в этом процессе и при отсутствии прямых выборов.

С жалобой на неконституционность статьи 35 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в Конституционный суд обратился житель подмосковного Наро-Фоминска Николай Савостьянов. Когда совет депутатов Наро-Фоминского района, избранный в 2008 году, через год самораспустился, парламенты поселений приняли решение формировать райсовет, минуя выборы. Господин Савостьянов, посчитав, что таким образом нарушены его права избирателя, обратился в суд, но все судебные инстанции ему отказали. В КС он попытался доказать, что статья закона не только нарушает его права на осуществление местного самоуправления, но и противоречит целому ряду статей Конституции.

Напомним, что по закону о местном самоуправлении (МСУ) парламенты муниципальных районов (МР) можно сформировать двумя способами: избрать районных депутатов на прямых выборах во всех поселениях, входящих в район, или делегировать в райпарламенты глав поселений и депутатов муниципальных парламентов. В законе предусмотрено, что отказаться от выборов в парламенты МР можно, если соответствующая инициатива депутатов одного из поселений в течение года будет поддержана парламентами не менее чем двух третей поселений района. А вот обратного механизма перехода от делегирования представителей поселений к избранию парламента МР в законе нет.

Конституционный суд признал законным делегирование представителей поселений в парламенты МР, которое происходит "на альтернативной основе". "Этот порядок предусматривает вхождение в состав представительного органа муниципального района лиц, получивших свои полномочия напрямую от населения, и не нарушает конституционные права граждан",— считают в КС. Однако, уточняет КС, в статье 35 закона о МСУ необходимо прописать не только механизм перехода от избрания депутатов к их делегированию, но и обратно. Также, по мнению КС, закон следует дополнить "механизмом эффективного участия населения" в этих процессах. То есть граждане должны знать о предстоящих переменах и иметь возможность довести свое мнение о них до депутатов, не исключено и прямое участие населения: опрос или публичные слушания.

Как пояснили “Ъ” в комитете по вопросам местного самоуправления Госдумы, вопросы в связи с формированием районных парламентов нередки. В частности, по словам источника, в комитет обратились депутаты парламентов некоторых районов Тверской и Ярославской области, которые, "убедившись в неэффективности работы системы делегирования", хотели бы вернуться к прямым выборам, но не знают, как это сделать. В комитете, по его словам, есть законопроект, подготовленный специалистами по МСУ, в котором прописан механизм возврата к выборам районных депутатов, и он может быть внесен в Госдуму уже в этом году.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}