Хроника council.gov.ru

Экономический прогноз – основа бюджетной стабильности

17 апреля в Совете Федерации состоялось заседание "круглого стола" на тему "Повышение качества макроэкономического прогнозирования как основа стабильности трехлетнего бюджета". Инициатором его проведения выступил Комитет Совета Федерации по бюджету.

Экономический прогноз – основа бюджетной стабильности.

Макроэкономическое прогнозирование становится важнейшим фактором экономического роста в соответствие с принятой Стратегией развития России до 2020 года. Достоверный, точный прогноз способствует увеличению результативности бюджетных расходов и повышению уровня жизни населения.

Вместе с тем, анализ прогнозов социально-экономического развития в стране за последние годы свидетельствует об их весьма низкой достоверности. Из 25 основных показателей прогноза МЭРТ на 2007 год по 5 показателям отклонения превысили 12%. Например, по инвестициям в основной капитал «ошибка» составила 23,7%. Изменения в законы о федеральном бюджете в 2005 и 2006 году вносились дважды, а в 2007 году – четыре раза.

Как повысить качество экономического прогнозирования, избежать неточностей в прогнозах и расширить горизонты бюджетного планирования? Эти проблемы обсуждались на «круглом столе» в Совете Федерации.

В заседании «круглого стола» на тему "Повышение качества макроэкономического прогнозирования как основа стабильности трехлетнего бюджета" приняли участие представители Министерства финансов РФ, Минэкономразвития, Счетной палаты РФ, специалисты в сфере экономического прогнозирования. Вел заседание первый заместитель председателя Комитета СФ по бюджету Владимир Петров.

Открывая заседание «круглого стола», Владимир Петров подчеркнул важность качественного экономического прогнозирования и отрицательное влияние неточных прогнозов на бюджетный процесс. Макроэкономический прогноз может служить основой не только для обеспечения планирования федерального бюджета, но также должен стать инструментом проверки согласованности, взвешенности принимаемых решений в сфере развития инфраструктуры, государственных инвестиций, технологического развития, социально, денежно-кредитной и налоговой политики.

Несоответствие прогнозных и фактических параметров основных макроэкономических показателей и занижение прогнозных оценок приводит к появлению неучтенных дополнительных доходов в ходе исполнения федерального бюджета. Так, по итогам 2007 года отклонение по доходам, полученным в бюджет, составило 11,7%, а по расходам – 9,5%. В феврале 2008 года в недавно принятый трехлетний бюджет (2008-2010 гг..) были внесены существенные поправки, обусловленные значительным изменением макроэкономических показателей в 2007-2008 годах. Так, пришлось уточнять объем нефтегазовых доходов бюджета на 2008 год – в сторону увеличения на 7,6% (на 234,9 млрд рублей).

Владимир Петров заострил внимание на причинах неудовлетворительного качества макроэкономического прогнозирования. Таковыми являются, по мнению сенатора, и нерешенность проблем структурной перестройки российской экономики, и отсутствие должного законодательного и методологического обеспечения макроэкономического прогнозирования. Причиной ошибочных прогнозов, как отметил Владимир Петров, является и «самая основная для всех россиян проблема - рост цен и инфляция». Высокий уровень инфляции не только затрудняет прогнозирование, но и тормозит решение социально-экономических задач, подчеркнул зампредседателя Комитета СФ по бюджету В.Петров.

Еще одной причиной недостоверных прогнозов является недостаточная фактическая база, в частности, наличие предварительных данных об исполнении бюджета только за первый квартал. Негативное влияние на качество прогнозирования оказывает зависимость российской экономики от экспорта сырьевых товаров и колебаний внешней конъюнктуры.

На заседании «круглого стола» были высказаны замечания и к методологии, к существующей практике макроэкономического прогнозирования. Отмечалось отсутствие анализа альтернатив макроэкономической политики, учета содержательных целевых ориентиров. Необходимо шире использовать балансовые методы прогнозирования, считают специалисты.

По итогам «круглого стола» были приняты рекомендации, направленные на повышение качества макроэкономического прогнозирования. В числе рекомендаций Правительству РФ – выработка мер для снижения зависимости российской экономики от экспорта сырьевых товаров, по повышению производительности труда, развитию конкуренции на внутреннем рынке, а также по ограничению инфляции и роста цен на продовольственные товары. Участники заседания отметили необходимость ускорить принятие закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».

Правительству РФ рекомендовано улучшить качество макроэкономического прогнозирования за счет перехода к сценарному подходу, включающему разные варианты развития и определяющему каких результатов можно достичь, используя те или иные меры экономической политики. Рекомендовано также продолжить мониторинг реализации федеральных целевых программ, увязывая их исполнение с долгосрочными приоритетами, повышением ответственности соответствующих органов государственного управления за их исполнение.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}