Актуальный архив sntat.ru

«Попахивает геноцидом»: депутаты Госсовета Татарстана сказали категорическое «нет» законопроекту о родных языках

В стенах Госсовета Татарстана – бурные дискуссии. Депутаты вновь обсуждают языковой вопрос. На этот раз поводом стал федеральный законопроект о добровольном изучении родных языков, который на днях поступил в парламент республики. Госсовет Татарстана сказал свое твердое «нет» этому документу.

- Мы говорили и заверяли, что не время для таких решений. Я надеялся, без сомнения, что наш голос будет услышан и произойдет обстоятельное обсуждение. Мы говорили, что найдем общий язык и формы. Не услышали мнение не только нашего многонационального народа, но и других республик. Зачем так торопиться – непонятно. И главное – это делается в нарушение действующей Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан. Мы ведь можем собраться, обговорить, найти решение.

Непонятно, чего добиваются вопреки или в нарушение Конституции России. Я не думаю, что парламент Татарстана пойдет на нарушение Конституций России и Татарстана, которые принимались в непростых условиях. Этим же надо дорожить! Вряд ли только таким путем можно исправить упущения в образовательной системе. Это очень сложная проблема для любой страны, а для многонациональных регионов – тем более. Мы должны найти пути решения этих вопросов. Как можно ребенка лишить изучения родного языка? У меня нет ответа.

Полномочиями России любой закон можно протащить, потому что национальные республики в меньшинстве. Мы же через все это уже проходили. Но через консультации находили пути решения этого непростого вопроса и сейчас найдем. И найдем форму, и приведем к каким-то образовательным стандартам. Я в этом не сомневаюсь».

- Родной язык – это язык многонациональной России. И Владимир Путин, и все руководители нашей страны говорят, что наша страна духовно богата традициями и обычаями каждого народа, которые собирают и передают их из поколения в поколение. Этим живет такая огромная по территории Российская Федерация. Обеспокоенность, которая прозвучала у депутатов, как раз говорит о том, что нельзя раскалывать по языковой проблеме нашу многонациональную страну.

Нужно подумать, как выйти из этой ситуации. В рамках федеративного устройства страны есть хороший путь рассмотрения данного вопроса – сесть и выслушать друг друга, как двигаться дальше. Мы за единую Россию, за мир и согласие в этой огромной стране.

- Меня переполняют чувство глубокого возмущения и ощущение крайней несправедливости в связи с внесением в Государственную Думу законопроекта в части изучения языка. Считаю, что инициаторы замахнулись на самое ценное и святое для нашей многонациональной семьи народов России – на родной язык. Я за обязательное изучение национального языка. Считаю: "нет" надо сказать факультативу, который предполагает свободное посещение. Это вызовет и сокращения учителей, и, безусловно, пробелы в подготовке кадров.

Я иногда недоумеваю: что с нами случилось? Изучали язык, и не было проблем. Да, программы изменить надо: для русскоязычной аудитории сделать ставку на разговорный язык. Почему когда беда, мы вместе, а как вопрос языка – начали выдумывать? Сегодня наши ученики до конца не понимают важность изучения языка, но когда начнут работать в разных областях, то, как важно знать язык, они точно поймут.

Что за санкции появляются в области языка, непонятно.

Законопроект «режет по самому дорогому – языку матери, который мы тоже должны знать, коль живем рядом. И многие татары связали судьбы с русскими, имеют детей. В чем проблема, я не понимаю? Дайте возможность нам самим определиться по количеству часов и как преподавать: или это факультатив, или обязательно. Уважаемые инициаторы, родители, давайте задумаемся о будущем наших детей.

- Язык матери... Говоря на этом языке, отцы созидали, пели песни, стихи сочиняли, развивали науку, культуру. И это мы хотим уничтожить? О чем вообще речь? У меня на языке вращается одно слово. Оно нехорошее, но попахивает каким-то понятием геноцида. Извините. Как мы можем посягать на такие ценности. Татарстан — это пример для всей России, здесь мы можем наблюдать гармоничное сочетание разных культур, где уважают традиции народов, населяющих республику.

Я с крайним удивлением эти полгода наблюдаю за тем, что происходит. Мы вынуждены снова возвращаться к этой же теме. Душой, телом и умом не понять, о чем идет речь. Россия — огромная страна, великая. В ней проживает сотни народов. Ощущение такое, что у нас в стране, в республике более важных вопросов нет. У нас все в порядке в экономике, культуре, других проблем нет.

Категорически – «нет» этому законопроекту! Это какие-то происки. Я вижу в этом попытку разбалансировать ситуацию в стране, посеять вражду между народами.

- Изучение родных языков за счет вариативной части учебных планов, на которые отводится очень мало времени, может стать причиной конфликтов между родителями, а также конфликтов родителей со школами. Один год выберут изучение родного языка, на другой год откажутся – никакого системного изучения не будет. Исключение указанных предметов из обязательной предметной области повлечет и утрату педагогического состава, научной школы.

Одним из средств обеспечения использования государственного языка республики во всех сферах официальных отношений является его изучение при получении основного общего образования, что согласуется с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 ноября 2004 года. Отмена полноценного изучения государственных языков республик Российской Федерации неизбежно приведет к нарушению функционирования этих языков в качестве государственных.

 Представленный законопроект не учитывает правовую позицию Конституционного суда РФ, вышеуказанным постановлением которого нормы законодательства Татарстана об изучении татарского и русского языков как государственных языков республики были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.

Мы гордимся тем, что наша многонациональная страна живет в дружбе и согласии, что мы все такие разные, но мы едины. Но если предлагаемый проект закона, противоречащий Конституции Российской Федерации, будет принят, в скором будущем мы рискуем потерять нашу многонациональность, наше многоязычие, наше культурное разнообразие и духовное богатство.

- Авторы законопроекта не знают самой специфики вопроса, так как все разработчики, за исключением одного не изучали в школе второй язык как родной. Я предлагаю этих депутатов пригласить к нам в республику, в школы, и дать пообщаться с родителями, с детьми. И тогда, может быть, этот закон, мы надеемся, не будет принят на федеральном уровне.

- На мой взгляд, настало такое время создать движение в защиту языков народов России, так как неразумные призывы и законопроекты фактически угрожают целостности нашей Родины и сохранению в республике дружбы, толерантности между народами. Научное сообщество нашей республики, Академия наук готовы стать платформой для такой консолидации, для обсуждения и выработки путей решения языкового вопроса.

Я считаю, в унизительное положение по новому закону могут быть поставлены все народы России, кроме русского. Почему сложилась такая ситуация, ведь есть Конституция, федеральный закон? Но вместе с тем, если анализировать Федеральный государственный образовательный стандарт, там уже введение государственных языков республики в процесс факультативного образования предусмотрено. То есть получается на уровне Министерства образования и науки РФ была заложена возможность исключения преподавания государственных языков субъектов.

 

Опубликовано: 24 мая 2019 г.

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}