Актуальный архив Чичкин Алексей vpk-news.ru

Последняя воля Сталина

СССР претендовал на половину мирового рынка оружия.

65 лет назад – 8 мая 1953 года был реализован один из последних сталинских проектов: создано Главное инженерное управление (ГИУ) в составе Министерства внутренней и внешней торговли (МВВТ) СССР. Это стало точкой отсчета в сосредоточении в едином ведомстве советского экспорта вооружений и военной техники (ВВТ). Система поставок ВВТ за рубеж в дальнейшем менялась, но именно в ГИУ и его доперестроечных структурах-преемниках был заложен базис единого целенаправленного планирования и реализации военно-технического сотрудничества. Такие подходы к тем же стратегическим вопросам восстанавливаются с начала 2000-х годов.

К настоящему времени Россия – один из лидеров мирового ВТС. География поставок – свыше 80 стран ближнего и дальнего зарубежья. За последние 17 лет российский экспорт ВВТ возрос рекордно – примерно в пять раз. Но, как и в 50-х, важнейшими взаимосвязанными задачами в этой сфере остаются грамотное планирование, комплексное обеспечение эффективного использования и полноценное сервисное обслуживание продукции военного назначения.

После 1945 года с расширением военно-технического сотрудничества СССР со странами народной демократии возникла необходимость реорганизации всей системы ВТС. В ней участвовали наряду с созданным в апреле 1942-го Инженерным управлением в Наркомате внешней торговли и 9-е управление Военного министерства (в дальнейшем – Минобороны СССР), 10-е управление Генштаба, 10-й отдел Морского генштаба ВМС СССР. Зачастую с дублирующими функциями. Это приводило к затягиванию сроков согласований и выполнения контрактов, как следствие – к все более частым претензиям заказчиков.

Недовольство такой ситуацией не единожды высказывал Сталину Мао Цзэдун. Что было стратегически важным, ибо к 1953-му доля КНР в суммарных закупках в СССР вооружений, военной техники и «двойного» оборудования превышала 70 процентов.

29 января 1953 года на заседании президиума союзного Совмина Сталин раскритиковал означенную систему, «созданную скорее всего для трудоустройства чиновников, а не для реального дела. Нужен единый орган, координирующий работу по оказанию помощи странам народной демократии, а в перспективе и другим, в повышении их обороноспособности и развитии их военной промышленности».

На основе этой оценки президиум Совмина СССР 7 апреля обязал военное ведомство передать в МВВТ «функции по подготовке и рассмотрению вопросов, связанных с военными поставками в страны народной демократии». Тогда реализация таких решений не обсуждалась на многочисленных конференциях и соответственно не задерживалась.

К началу мая 1953 года были подготовлены предложения о расформировании прежней ВТС-системы и создании единого органа – Главного инженерного управления (ГИУ) в МВВТ. На ГИУ возлагались проработка всех вопросов, связанных с ВТС, и контроль их решения. В ведении военных осталось консультирование насчет целесообразности поставок отдельных образцов ВВТ, их приемки и отправки по назначению.

Первым начальником ГИУ стал генерал-майор танковых войск Георгий Сидорович (1903–1985). К сожалению, в открытых источниках его официальная биография грешит пробелами. «С января 1955 года – начальник Главного инженерного управления по делам экономических связей со странами народной демократии. С июля 1957-го – начальник Главного инженерного управления Госкомитета по внешним экономическим связям. С 12 августа 1959-го – зампредседателя ГКЭС». А далее 16-летний перерыв в информации: «С 30 июля 1975-го – в распоряжении МО СССР. Уволен в отставку 15 октября 1975 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве».

Новую систему в последующем «лихорадило» по части названий и подчиненности, имело место и дублирование функций. Но в целом система сохранялась вплоть до конца 80-х годов.

1955 год, 15 января: ГИУ включено в воссозданное Главное управление по делам экономических связей со странами народной демократии (ГУДЭС) при Совмине.

1957 год, 1 июля: ГУДЭС преобразован в Государственный комитет СССР по внешним экономическим связям (ГКЭС), куда вошло ГИУ.

1968 год, 8 апреля: в ГКЭС на базе ГИУ создано Главное техническое управление (ГТУ). Тогда же были уточнены его основные задачи:

обеспечение ремонта ВВТ путем создания за рубежом ремонтных предприятий и баз, поставки запчастей и материалов для ремонта;
создание стационарных позиций систем ПВО, включая поставки основного оборудования АСУ, АСУРК и т. п.;
ремонт советских военных кораблей/субмарин в дружественных соцстранах и странах социалистической ориентации;
передача лицензий и технической документации, организация по лицензиям СССР производства военных судов, самолетов, бронетанковой техники, стрелкового оружия и патронов к нему, а также боеприпасов и других типов ВВТ, включая поставки комплектующих;
обучение иностранных специалистов для работы на действующих/создаваемых объектах, командирование советских специалистов на эти объекты.
1988 год, январь: учреждено Министерство внешних экономических связей (МВЭС) на базе ликвидированных Министерств внешней торговли и ГКЭС. В МВЭС вошли ГИУ/ГТУ. В конце 1988-го из состава ГИУ было выделено Главное управление по сотрудничеству и кооперации (ГУСК), второй – самостоятельный Главк МВЭС.

То есть к концу горбачевского периода пошла «чехарда». Скорее всего, чтобы снизить эффективность ВТС с зарубежьем. И оно быстрыми темпами пошло на убыль.

В первоначальный круг партнеров ГИУ были включены только страны народной демократии, а с 1954-го – и дружественные развивающиеся. В итоге СССР осуществлял ВТС почти с 70 государствами, из них 9 – в Европе, 14 – в Азии, 10 – на Ближнем Востоке, 30 – в Африке и 5 – в Латинской Америке. В этих странах было построено около 1300 объектов оборонного, военно-промышленного и «двойного» профиля. ГИУ/ГТУ давало свыше 70 процентов валютной выручки ГКЭС и минимум треть советских поступлений от внешней торговли.

После распада СССР рыночные «парадигмы» не могли не проникать в систему, не говоря уже о межведомственных переподчинениях, разделениях, сменах названий. Но к началу 2010-х государству удалось структурировать ВТС в сторону единого профильного центра с сохранением автономности участвующих предприятий.

1992 год, январь: ГТУ МВЭС было расчленено на Российское государственное внешнеэкономическое объединение по экспорту и импорту продукции и услуг военного назначения (ВО) «Оборонэкспорт» и Государственную внешнеэкономическую компанию по экспорту и импорту вооружения и военной техники (ГВК) «Спецвнештехника». Общее руководство этими институтами было вменено Главному управлению ВТС Минвшнеэкономсвязей РФ.

1993 год, 25 ноября: на базе этих трех структур образована госкомпания по экспорту и импорту вооружений и военной техники Росвооружение – в статусе самостоятельной коммерческой организации.

1997 год, 20 августа: для реализации за рубежом военной техники, высвобождаемой из состава Вооруженных Сил РФ, создан государственный посредник – ФГУП «Промэкспорт». Образовано ФГУП «Российские технологии» в качестве госпартнера «Промэкспорта».

2000 год, 27 апреля: Ростехнологии включены в ФГУП «Промэкспорт».

2000 год, 4 ноября: Росвооружение и «Промэкспорт» объединены в ФГУП «Рособоронэкспорт».

2007 год, 26 ноября: указ президента РФ «Об открытом акционерном обществе «Рособоронэкспорт», преобразование ФГУП в АО.

По оценкам Рособоронэкспорта, за последние 17 лет у России сформировался костяк основных покупателей – Индия, Китай, Вьетнам, Алжир, Египет, Ирак, Иран, за счет которых формируется база портфеля заказов. На ближайшую и среднесрочную перспективу продвижение на эти и другие зарубежные рынки Рособоронэкспорт связывает в основном с вертолетами типа Ми и Ка, зенитными ракетными системами и комплексами С-400 «Триумф», «Антей-2500», «Бук-М2Э», «Тор-М2Э», ЗРПК «Панцирь-С1», ПЗРК «Игла-С». В военно-морской сфере – с фрегатами проекта 11356 и «Гепард-3.9», подводными лодками проекта 636 и «Амур-1650», с патрульными катерами «Светляк» и «Молния». Сухопутный сегмент представлен главным образом модернизированными Т-90С, БМП-3 и машинами на их базе, бронеавтомобилями «Тигр».

Растет спрос на истребители Су-30, МиГ-29 и Су-35, учебно-боевые самолеты Як-130. Развитие в странах-импортерах комплексной – российской и совместной – сервисной инфраструктуры для этой и другой военной техники – гарантия долговременного присутствия на зарубежных рынках. Именно такой подход исповедуют, причем с давних пор, для стран НАТО и Китая.

Тем временем конкуренция в ВТС ужесточается. На вытеснение России с оружейного рынка направлены политико-экономические санкции Запада. Но как заявил 28 апреля директор по международному сотрудничеству и региональной политике Ростеха Виктор Кладов, Рособоронэкспорт поставил задачу сохранить продажи в объеме 13 миллиардов долларов в год. «Это высокий уровень, если учесть санкционные ограничения».

Кстати, глава Пентагона Джеймс Мэттис запросил конгресс США об исключениях для Индии, Вьетнама и Индонезии в нормативно-правовой базе США по антироссийским санкциям. Ибо эти страны приобретают значительное количество военного оборудования у России, но их руководство стремится к тому, чтобы покупать больше американских вооружений.

Санкционную практику в отношении ВТС СССР с зарубежьем Запад, заметим, проводил уже в конце 40-х годов. А к середине 80-х она охватывала более 50 стран – советских партнеров по ВТС, то есть около 80 процентов всего тогдашнего рынка наших поставок. Но с началом перестройки запреты и ограничения Запада в этой сфере стали утрачивать силу ввиду быстрого, особенно с 1988 года сворачивания Москвой военно-технического сотрудничества.

Сегодня наши ВВТ успешно продаются, несмотря на санкции. Как заявил в начале февраля Владимир Кожин, помощник президента РФ по вопросам ВТС, «российский экспорт вооружений и военной техники в 2017 году превысил 15 миллиардов долларов. А новых контрактов на поставки ВВТ и оказание профильных услуг в 2017-м заключено на сумму более 16 миллиардов долларов. Планы, что ранее ставились, успешно реализуются». Расширяется, по словам Кожина, и география военно-технического сотрудничества. Точнее: «Мы начали не просто разговаривать, но и заключать контракты, проводить серьезную предконтрактную работу со странами, которые раньше или очень мало закупали у России, или вообще не закупали. Это, в частности, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Нигер».

Что касается основных задач по повышению конкурентоспособности ВВТ, Денис Журенков, эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере гособоронзаказа ФАС России, выделяет совершенствование нормативной правовой базы в сфере ВТС, снятие административных барьеров для работы за рубежом российских оборонных предприятий, внедрение современных форм взаимодействия с покупателями, а также гибких систем ценообразования, кредитования и взаиморасчетов. Отмечается востребованность запуска за рубежом «профильных межотраслевых проектов и современных схем логистики».

Многие эксперты считают, что требуется повысить эффективность послепродажного обслуживания поставленной техники. Прежде всего на базе сервисных центров (российских или совместных) по авиационной, бронетанковой и военно-морской технике. «Мировой рынок вооружения предъявляет растущий спрос на всю технологическую и кадровую цепочки, – подчеркивает Журенков. – В связи с чем ставится масштабная задача перевода российского ВВТ-экспорта на новый уровень». Главный акцент теперь должен быть сделан на «технологии и электронную компонентную базу при одновременном увеличении экспорта традиционных образцов военных систем и комплексов».

Иными словами, очевидна преемственность задач Главного инженерного управления, инициированного товарищем Сталиным 65 лет назад.

Опубликовано 8 мая 2018

Комментарии

{{ comment.username }}

Добавить комментарий

{{ e }}
{{ e }}
{{ e }}